Введение 3
Глава 1. Обзор свойств религии и влияния виртуальной среды на религию в современности 5
1.1 Определение и функции религии. Основные институты 5
1.2 Влияние виртуальной среды на религию 14
1.3 Религиозный интернет в контексте институциональных и творческих аспектов 20
Глава 2. Контент анализ религиозных сообществ ВК 26
2.1 Религиозные цитаты в пабликах ВК 26
2.2 Новостные паблики религиозного содержания 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Читать дальше
Современный человек проводит огромное количество времени в сети. Участвуя в виртуальном общении в социальных сетях и форумах, он легко поддается иллюзии анонимности и примеряет разные поведенческие маски. Все это порождает многовекторность существования человека, лишает его внутренней целостности. Некоторые думают, что Интернет освобождает их от ответственности за свои действия и слова, потому что никто не видит ваше лицо перед монитором и вы можете спрятаться от других за придуманным именем - «ник». А потом, выплеснув на собеседника весь поток отрицательных эмоций, обидев кого-то, можно просто выключить компьютер и больше никогда не заходить на этот сайт. Некоторые на исповеди раскаиваются только в грехах, которые они совершили в реальной жизни, стирая из памяти все свои онлайн-приключения, как будто это не они сделали.
В связи с общедоступностью всемирной паутины и интересом к ней со стороны религии, на ее основе происходит формирование огромного количества интернет-религий. Помимо них возможности всемирной паутины широко используются неоязыческими и новыми религиозными движениями, а также мировыми религиями. Существование религиозности в Интернете как особом информационном пространстве содержит все необходимые содержательные аспекты. Виртуальная свободная информационная среда с возможностью обезличивания, разрыва всех вертикальных иерархий, где информационная константа является единственным парадигматическим звеном, накладывает свой отпечаток на некоторые аспекты религиозности, но не нарушает ее структуру.
Перенос религиозной веры в свободное информационное пространство можно рассматривать с двух субъективных позиций. С одной стороны, существование виртуального религиозного контекста можно консервативно рассматривать, прежде всего, как способ экстраполяции традиционной религиозности на новые формы информации. В этом случае религия может существовать в своей традиционной форме, не образуя «квази» формата религиозности. Далее мы более подробно рассмотрим принятие некоторых форм онлайн-работы традиционными религиями. С другой стороны, существование религиозности в информационном киберпространстве может структурно, существенно и феноменологически отличаться от традиционного религиозного существования, но с сохранением основных конструктивных черт религиозности.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что все мировые религии стремятся активно использовать потенциал всемирной паутины в своей деятельности, поскольку всемирная паутина сегодня является основным источником происхождения, развития и передачи информации среди обычных пользователей. Основная цель присутствия мировых религий в Интернете - миссионерская деятельность, привлечение как можно большего количества верующих от виртуальных церквей к реальным. Следует отметить, что деятельность мировых религий осложняется рядом факторов. Во-первых, в сети большое количество направлений, имеющих экстремистскую направленность, они позиционируют себя как представителей традиционных религий. Во-вторых, мировые религии подвергаются жесткой конкуренции со стороны языческих и квазирелигиозных движений, деятельность которых напрямую зависит от всемирной паутины.
Читать дальше
1. Бадмацыренов Т. Б. Сангха и политика: политические аспекты функционирования буддийского духовенства Монголии и Бурятии / Бадмацыренов Т. Б. - Вестник Бурятского государственного университета, 2019. – 240 с.
2. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах / Внебрачных Р. А. - Вестник Удмуртского университета, 2020. – 234 с.
3. Добродум О. В. Рецепция буддизма в глобальной паутине / Добродум О. В. – HayKOBi, 2018. – 225 с.
4. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / М.: Изд-во Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2021. – 195 с.
5. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / Косарев А.Ф. - М., 2020. – 369 с.
6. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков / Налимов В.В. - М., 2019. – 564 с.
7. Носов Н.А. Виртуальная психология / Носов Н.А. - М., 2019. – 325 с.
8. Носов Н.А., Михайлов А.Н. Диагностика виртуальной образности / Носов Н.А., Михайлов А.Н. - М., 2017. – 258 с.
9. Полевая Ю. С. Формирование общины нового типа / Полевая Ю. С. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. – 641 с.
10. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии / Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. - Ростов н/Д, 2016. – 254 с.
11. Талбот М. Голографическая Вселенная / Талбот М. - М., 2017. – 524 с.
12. Юнг К.Г. Архетип и символ / Юнг К.Г. - М., 2018. – 258 с.
Читать дальше