АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Персонал предприятия: содержание и характеристики 6
1.2 Сущность и содержание мотивации персонала 11
1.3 Динамика развития теорий мотивации персонала 20
2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 39
2.1 Методы и способы мотивации персонала 39
2.2 Показатели оценки системы мотивации труда в организации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Читать дальше
Подведем итоги и кратко сформулируем основные выводы по выполненной курсовой работе.
Вопросам мотивации посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов, об этом свидетельствуют результаты их труда и множество точек зрения и теорий, посвященных данной проблематике. Теории трудовой мотивации обычно классифицируются на две группы:
1) теории, ориентированные на содержание основных потребностей, называются «содержательными теориями мотивации»;
2) теории, характеризующие выбранный вид поведения и распределение человеком своих возможностей для достижения конкретных целей называются «процессуальными теориями мотивации».
К содержательным теориям мотивации относятся:
теория иерархии потребностей А. Маслоу;
теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда;
теория двух факторов Ф. Герцберга.
Указанные теории мотивации основаны на выявлении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.
Выделяют следующие основные процессуальные теории мотивации:
теория ожидания (В. Врум);
теория справедливости (С. Адамс);
теория партисипативного управления.
Обобщая теоретические положения, можно отметить, что мотивация – это деятельность, направленная на повышение рабочей активности с целью эффективного выполнения трудовых обязанностей работника.
Несмотря на влияние мирового кризиса на экономику Российской Федерации в структуре видов стимулирования в настоящее время по-прежнему присутствуют все три вида стимулирования труда. В сложных экономических условиях роль мотивации работников бизнеса становится все более актуальной. Безусловно, в процессе мотивации работников происходит смещение в инструментах: от материального стимулирования к материально-неденежному и нематериальному. В предкризисный период многие работодатели предпочитали материально стимулировать работников, забывая о нематериальных инструментах. И, как правило, не уделяли времени этим мероприятиям, и соответственно не использовали полностью потенциал сотрудников. Нематериальный вид стимулирования труда является наиболее актуальным и доступным для каждого торгового предприятия на сегодняшний день.
В материальном стимулировании наиболее ощутима привязка вознаграждения работников к реально достигнутым результатам труда и показателям деятельности предприятия, что не всегда наблюдалось у большинства предприятий в предкризисный период. В мотивации работников эффективными будут инструменты, позволяющие развивать навыки и знания персонала, осваивать смежные операции и профессии, способствовать укреплению корпоративного духа.
Для преодоления сложного экономического положения отечественным предприятиям следует сконцентрироваться в первую очередь на работе с персоналом, так как именно работники предприятий смогут обеспечить не только существование данных организаций на рынке, но и вывести их из кризиса.
При этом трудовая активность работников меняется в зависимости от стадии их трудовой карьеры, поэтому для эффективной мотивации работодателям необходимо учитывать данный фактор.
Формирование мотивации работников следует рассматривать как социальную технологию, процесс реализации которой имеет временные ограничения и состоит из следующих элементов, реализуемых в следующей последовательности:
формирование системы мотивации работников;
создание внутрифирменного регламента «Положение о стимулировании труда работников»;
определение вида мотивации работников в зависимости от степени удовлетворенности тех или иных потребностей;
выбор формы стимулирования труда работников адекватной целям мотивации;
мониторинг удовлетворенности трудом и уточнение доминирующих потребностей работников;
последующее определение вида мотивации работников в зависимости от степени удовлетворенности тех или иных потребностей.
Можно выделить наиболее ярко выраженные в последние годы тенденции в области стимулирования труда в рамках практики мотивации:
возрастание масштабов применения переменных методов заработной платы и возрастание доли переменной части в общем доходе сотрудников;
возрастание масштабов применения групповых форм заработной платы и увеличение их доли в общем доходе сотрудника;
широкое распространение систем платы за знания и компе-тенции;
развитие гибких льгот.
В заключение отметим, что собран и обобщен достаточный теоретический материал, который будет полезен в будущем при написании научных работ по тематике проведенного исследования.
Читать дальше
1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: http://base.garant.ru/1548770/ (дата обращения 01.06.2021)
2. Астахова, Н.И. Менеджмент: учебник для СПО [Текст] / Н.И. Астахова, Г.И. Москвитин; под общ. ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 422 с.
3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 576 с.
4. Доронина, И.В. Стимулирование и развитие персонала [Текст] / И.В. Доронина, В.Е. Черноскутов. – Новосибирск: СибАГС, 2014. – 204 с.
5. Кадровый менеджмент: практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб [Текст] / О.Ю. Артемов и [др.]. – М.: Издательство ПРИОР, 2016. – 448 с.
6. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / Г.Б. Казначевская. – М.: Феникс, 2018. – 429 с.
7. Лукьянова, Н.А. Мотивационный менеджмент: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Лукьянова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 280 с.
8. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] /Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; Вступ. Ст. Н.Н. Акулиной. СПб: Евразия, 1999. – 478 с.
9. Мельникова, М.Н. Мотивационный менеджмент [Текст] / М.Н. Мельникова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. – 80 с.
10. Никифорова Л.Х. Подходы к оценке эффективности систем мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 6 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11632 (дата обращения 01.06.2021)
11. Общий менеджмент: учебное пособие [Текст] / Л.С. Ружанская [и др.]; под общ. ред. Л.С. Ружанской, И. В. Котляревской. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 116 с.
12. Одегов, Ю.Г., Руденко, Г.Г. Управление персоналом: Учебник [Текст] / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 467 с.
13. Прокопьева, Л.Н. Современные методы управления мотивацией на промышленных предприятиях [Текст] / Л.Н. Прокопьева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2015. – № 3. – С. 180-182.
14. Управление персоналом: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: РИОР, 2016. – 638 с.
15. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Мельников; под ред. Н. А. Горелова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 270 с.
16. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224с.
17. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие [Текст] / С.В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2014.– 368 с.
Читать дальше