ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной литературе 7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы 15 1.3 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у младших школьников 22 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31 2.1. Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 31 2.2. Разработка программы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 39 2.3. Оценка и анализ результатов исследования 44 Выводы по второй главе 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55 ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
92% уникальность
2021 год
61 просмотров
Никитина А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной литературе 7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы 15 1.3 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у младших школьников 22 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31 2.1. Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 31 2.2. Разработка программы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 39 2.3. Оценка и анализ результатов исследования 44 Выводы по второй главе 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55 ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Читать дальше
Как утверждает большинство психологов А.С. Леонтьева, А.А. Смирнова, Л.Н.


На Work5 вы можете заказать недорого контрольную работу в Томске и не переживать за качество.


Житникова, А.П. Нечаева, В.Н.Могилева, Н.В. Выгоренко, свойства психики любого человека, основы интеллекта создаются именно в младшем школьном возраста. Именно поэтому, формирование и развитие памяти младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем ХIХ века [21, c 100]. Основная задача многосторонней развитости обучающегося младшего школьного возраста возлагается на плечи учителя с самых первых классов. Согласно ФГОС НОО целью внеурочной деятельности должно являться содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов, обучающихся в соответствии с основной образовательной программной начального образовании. Внеурочная деятельность должно осуществляться в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и должна быть направлена на достижение планируемых результатов освоения по развитию памяти у детей младшего школьного возраста [23, c. 200]. Проблемой развития памяти издавна занимались большое количество авторов, такие велики философы как Аристотель, Гален, Т.Гоббс, Парменид, Платон, психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Проблема памяти были освещены в работах как зарубежных ученных, так и советских, таких как П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Н.Леонтьева, которые поставили проблему памяти на новую ступень развития. В настоящее время в контексте развивающей и педагогической психологии большое внимание уделяется изучению развития памяти как высшей психической функции на различных этапах онтогенеза, а также изучению психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации мнемоническая активность детей и подростков. Проблема развития памяти приобретает особую актуальность, когда обучение становится основным занятием ребенка. На протяжении многих десятилетий память привлекала внимание широкого круга исследователей и теоретических и практических направлений. Значительный вклад в изучение памяти внес Л.С. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, П. Зинченко, Б. Зейгарник, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, Т. Рибо [24, c. 74]. Но, не смотря на большое количество учены, которые старались раскрыть проблемы развития памяти, данная тема остается актуальной. В настоящие время, не до конца изученная проблема развития памяти детей, в первую очередь ведет к тому, что у учителей отсутствует пристальное внимание к данной проблеме. А также все это не дает возможности учителям эффективно использовать приемы, методы для того что бы не только научить каждого младшего школьника пользоваться приемами для лучшего запоминания информации, но и развить природный потенциал памяти младших школьников. С первого дня обучения в школе обещающимся нужно запомнить много различной информации. Но в таком возрасте маленький ученик еще не знает всех нюансов, для того чтобы та или иная информация запоминалась ему легче. Именно поэтому, обучающиеся младшего школьного возраста чаще всего прибегает к технике заучивания, и не пытаются логически или наиболее осознанно подойти к запоминанию материала. Итак, не большой к этому времени объем памяти у обучающихся в младших классах, а еще и неспособность сконцентрироваться на мнемической задаче, может послужить причиной плохого запоминания школьного материала, за счет этого уменьшение интереса к учебе в целом. Одним из основных условий для того что бы эффективность запоминания увеличивалось, это наличие интереса к тому материалу у обещающихся, которые необходимо запомнить ну и конечно внимательность. В этом может помочь, не что иное, как мнемические приемы, которые будут проводиться учителем во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: внеурочное деятельность как развитие памяти у младших школьников. Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать программу развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотезы развитие памяти младших школьников будет более успешным, если выявить группы младших школьников с недостаточным уровнем развития памяти и создать психолого-педагогические условия для развития этого познавательного процесса во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной литературе 2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников 3. Изучить внеурочную деятельность как средство развития памяти у младших школьников 4. Провести диагностику уровня развития памяти у младших школьников 5.Разработать программу развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 6. Проанализировать результаты исследования В ходе работы использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. 2. Экспериментальный: тестирование для определения уровня развития памяти младшего школьника; констатирующий и формирующий эксперимент. Методологическую основу исследования составляют труды исследования памяти: (Г. Эббингауз), труды об основных законах закрепления воспроизведения следов памяти у человека (Г.Э. Мюллер), труды о прямой зависимости памяти от практической деятельности человека (П. Жанне), психологический труды деятельности (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко), труды об исследовании вопроса развитии высших форм памяти (Л.С. Выготский), теория о закономерностях высшей нервной деятельности (И.П.Павлов). Экспериментальная база исследования: П. Яблоновский, МБОУ СШ №15 Численность группы обследуемых детей составляет 30 человек. Возраст 8-9 лет. Практическая значимость данной работы заключается в реализации программы развития произвольной памяти и практических рекомендаций, которые могут быть использованы учителями начальных классов с целью развития произвольной памяти у младших школьников. Квалификационная работа состоит: из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений

Читать дальше
В рамках данной работы нам удалось реализовать поставленную цель и задачи исследования. В ходе работы мы достаточно подробно рассмотрели специфику развития памяти у детей младшего школьного возраста. Изучили психолого-педагогические особенности памяти у детей младшего школьного возраста, провели анализ структуры и развития памяти младших школьников, изучили все тонкости развития памяти в младшем школьном возрасте. Проведенный нами анализ специализированной литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходят изменения не только со стороны образа и стиля жизни обещающегося, осваивается учебная деятельность, но изменяется и сама память ученика. Память набирает четыре произвольности, то есть для запоминания важны будут не только красочные и яркие воспоминания, а определенная поставленная цель, специальные методы и приемы, а ттакже наличие волевых усилий. Плюс ко всему на начальных этапах, деятельность по запоминаю должна сопровождаться работой учителя, что бы обучающиеся, во –первых, смогли научиться данными приемами по запоминанию, во-вторых, чувствовали свою значимость, стремились к лучшему результату. Активность учеников должна поощряться, каждый правильный ответ вознагражден, все это в совокупности поможет ученикам – не потерять интерес к учебному процессу в целом. Развитие памяти должно занимать центральное место в образовательной деятельности. Ведь во вовремя не обученные обучающиеся методами и приемами запоминания, будут плохо запоминать, воспроизводить тот или иной материал, что приведет их к плохой успеваемости. Ведь любая информация попросту им будет заучиваться дословно, и через короткий промежуток времени, просто забывается. Чаще всего такие ученики при заучивании большого объема информации, часто допускают ошибку, к примеру, разбивая его по строчкам или просто переходят к механическому запоминанию. Именно поэтому, очень важно, не упустить данным момент. В рамках данной работы нами была также организована опытно-экспериментальная работа. В результате наблюдений и анализа результатов было выявлено достаточно много учащихся с низким, среднем уровнем развития памяти. У 7% обещающихся был выявлен высокий уровень. 52% обучающихся абсолютно не умеют пользоваться методами для запоминания. Еще 41% детей имеет средний уровень развития памяти. Данные цифры, в очередной раз подтверждают тот факт, что: 1) Их подвижность, впечатлительность, неустойчивое внимание приводит к тому, что младшие школьники не ставят цель и задачи для запоминания. 2) Без специального обучения младшие школьники не используют методы и приемы для запоминания. 3) При запоминании большого объема информации, у них преобладает механическое запоминание, которое не позволяет развивать как процессы для запоминания, так и объем памяти в целом. Именно поэтому, нами был составлен и внедрен комплекс занятий на понимание методов и приемов для запоминания, которые могут проходить как групповой, так и индивидуальной форме, на уроках или специально организованных занятиях. Повторная проведенная нами диагностики младших школьников показала, что имеются положительные сдвиги при запоминании информации. Обучающиеся стали более осмысленно подходить к запоминанию материала, активно использовать приемы, которыми они пользовались для запоминания. Стали обращаться к логическому рассуждению и образному мышлению. А также у обучающихся повысился интерес к учебе, они с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и одноклассниками, что свидетельствует о высокий степени заинтересованности и мотивации к изменениями в учебной деятельности.
Читать дальше
1. Айдарова Л.А. Формирование лингвистического отношения к слову // Вопросы психологии. 2009. №5. 557 с 2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции отметки учебы школьников: опытное педагогическое обследование. Москва: Педагогика, 2008. 296 с. 3. Артеменко А.П. Начала педагогики и психологии в первой школе. Москва: КноРУС, 2016. 277 с 4. Ангелевич А.Е. Игры во внеклассной работе и на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. №4. 404. с 5. Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. Москва: Просвещение, 2007. 303 с. 6. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной занятия меньших школьников в обстоятельствах осуществления ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Период в педагогическую урок. – М., 2017. – 328 с 7. Брагина, С.Б. Программа креативных дел по созреванию памяти и исследованию русского стиля / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 38. – 163 с 8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2009. 378 с. 10. Емельянова, Е.С. Разработка тренажера для диагностики и вырабатывания памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Вырабатывание нынешнего создания: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – 254с. 11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе нин // Вопросы психологии. 2008. №2. 215 с 12. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями: научнометодический электронный журнал «Концепт» // 2015. Т. 31. С. 111115. 41. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческой интерпретации: иностранные языки в школе // 2017. №2. 558 с 13. Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 526 с. 14. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Академия Развития, 2007. - 184 с. (серия Детский сад: день за днем). 15. Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. М. – 2011. – 231 с. 16. Закон об создании в Российской объединения [Электронный ресурс] – Порядок доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. 17. Зинченко, Т.П. Память в опытной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с. 18. Карелин А.А. Психологические тесты: сборник психологических тестов. - М.: Владос. 2007. 312 с. 19. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 166 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/12815.html. ЭБС «IPRbooks» (дата обращения - 14.04.2021). 20. Кольберг Н.А. Память каким образом познавательный процесс у меньших школьников при различных паспортах образовательных программ // Младой ученый, 2017. № 2 (136). 597-602 с. 21. Кравцова А.А. Соотношение каждого и невольного запоминания различного паспорта ткани у детищ меньшего школьного года / А.А. Кравцова // Герценовские декламации. Первое создание. – 2013. – Т. 4. № 2. – С. 170 22. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк. 2011. 357 с. 23. Леонтьев А.Н. Занятие. Разум. Лицо / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 410 с 24. Ломакина Д.А. Особенности и развитие смысловой памяти в младшем школьном возрасте // Новая наука: Современное состояние и пути развития, 2017. № 1-2. 467с. 25. Ломакина Д.А. Вырабатывание смысловой памяти у ребят меньшего школьного года / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Предвестник Волжского института экономики, педагогики и справедлива. – 2016. – № 1. – С. 210. 26. Маркова А.К. Психологический разбор профессиональной осведомленности преподаватели // Советская педагогика, 2011. №8. С. 56-59. 27. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушкин. – М.: Москва. 2010. – 644 с. 28. Немов Р.С. Психология в 3-х Т. М.: Просвещение. 2008. 347 с. 29. Николаенко, В.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Николаенко В.М., Андрюшина Т.В. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 175 с. 30. Пашукова Т.И. практикум по общей психологии [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 400 с. 31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: София. 2008. 378 с. 32. Полтавская Е.А. Моделирование процессов созревания каждой памяти у детищ меньшего школьного года в процессе поучительной представления / Е.А. Полтавская // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № S2. – 632 с. 33. Психология развивающейся личности / Под ред. Маркова А.Н. М.: Эйдос. 2014. 380 с. 34. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах. Москва: Владос, 2019. 576 с. 35. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. Москва: Педагогика, 2011. 140 с. 36. Полякова Е.Б. Основы педагогики /Полякова Е.Б., Раббот Г.П. Шалаева Г.П. Москва: Ключ-С, 2007. 473 с. 37. Проблема отметки в условиях реформирования современной отечественной школы // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. СанктПетербург: ЛСП, 2015. С. 5860. 38. Рогов Е.И. Настольная книжка утилитарного психолога. Занятий. Пособие / в 2-х книгах/ Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. средоточие ВЛАДОС. 2013. 384 с. 39. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии / А.Н. Рубинштейн. - СПб.: Питер ком. 2013. 397 с. 40. Рубинштейн, С.Л. Начала общественной психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с. 41. Сидоренко, А.В. Особенности психического развития младших школьников / А.В. Сидоренко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 2 (8). – С. 142-144. 42. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2014. – 896 с. 43. Урунтаева, Г.А. Ребяческая психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с 44. Федеральный государственный образовательный образец высшего профессионального создания по курсу сборы 050100 Педагогическое создание (квалификация (уровень) «магистр») [Электронный ресурс] – Порядок доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2/34/. i. http://mon-ru.livejournal.com/17014.html 45. Фридман Л.В., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. Москва: Просвещение, 1985. 288 с. 46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1987. 224 с. 47. Фридман Л.В. Показатели работы школы // Советская педагогика. 2010. №10. С. 3742. 74. Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Что оценивает объективная оценка // Психологическая наука и образование. 2017. №4. С. 6570. 48. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Москва: Знания, 2019. 324 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль игры в развитии ребёнка.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Тестирование рекламы предприятия
Количество страниц:
45
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
Стратегическое управление развитием возобновляемой энергетике региона на основе кластерного подхода
Количество страниц:
60
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image