Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития навыков самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Характеристика эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. 5
1.2 Особенности развития навыков самоконтроля у гиперактивных старших дошкольников 9
1.3 Применение дидактических игр в развитии навыков самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по I главе 15
Глава 2. Эмпирическое изучение навыков самоконтроля гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 16
2. 1 Характеристика базы и методов исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 18
Выводы по II главе 20
Заключение 21
Список литературы 23
Читать дальше
Итак, проблема саморегуляции и самоконтроля в психологической науке до сих пор изучалась преимущественно с операционально-технической стороны; значительно меньше она представлена с точки зрения ее мотивационно-смысловых предпосылок: роли эмоций в регуляции поведения, значения эмоционального опосредования как первичного звена опосредования всех связей ребенка с окружающим миром. Именно этот аспект и выступил в качестве основного предмета настоящего исследования.
Гиперактивные дети (как дети плохо управляемые, плохо организованные, недостаточно контролирующие свою деятельность и поведение), представляют в этом плане очень яркий вариант развития ("природную заготовку"), где эти качества выступают в своих крайних значениях. Естественно было предположить, что, если в сфере самоконтроля этих детей можно получить хоть какой-то сдвиг или динамику за счет эмоционально-смыслового фактора, - этот путь будет тем более продуктивным в отношении детей с меньшей выраженностью нарушений самоконтроля и саморегуляции.
Придавая важное значение эмоциональной сфере в целом (эмоции - центр психической жизни ребенка), эмоциям как сложнейшему психологическому механизму общей регуляции поведения, мы обратились к двум линиям эмоционального развития, ярко выступающим у гиперактивных детей: эмоциональным отношениям этих детей с близким взрослым и выраженной аффективности как устойчивой форме эмоционального поведения.
Выведенные вовне (с помощью рисунков, игр, взаимодействия) переживания гиперактивных детей подтвердили отсутствие у них глубоких эмоциональных контактов с близким взрослым, отсутствие чувства взрослого, также, как и у взрослого - отсутствие чувства ребенка, непонимание его внутреннего мира. Развитие этого чувства другого и у взрослых, и у детей посредством разных форм игрового взаимодействия и стало основным направлением психологической коррекции. Изменение позиции партнеров (мамы и ребенка) внутри этого эмоционального насыщенного взаимодействия придало новый смысл отношениям между ними, а самоконтроль стал значимым и естественным компонентом их совместной деятельности.
Отношение к гиперактивным детям фактически отражает сложившуюся в воспитании и обучении практику "отсекания" неудобных для школ и дошкольных учреждений детей» Являясь предметом многочисленных конфликтов педагогов, родителей, а также сверстников, они хотя и обучаются в массовых дошкольных и школьных учреждениях, положение их крайне неустойчиво. Недаром в последнее время заметна тенденция отчисления таких детей из специализированных школ, лицеев, гимназии.
И, конечно, говоря о гиперактивности, необходимо учитывать разные ее варианты, многообразие сочетаний сильных и слабых звеньев внутри каждого из этих вариантов для реализации целей коррекции деятельности и поведения этих детей.
Таким образом, по результатам данного исследования стало возможным сделать следующий вывод
Феномен гиперактивности имеет в своей основе ряд особенностей развития, обусловливающих возникновение у детей значительных трудностей в осуществлении произвольного, целенаправленного, контролируемого поведения и свидетельствующих о дисгармоничности развития ребенка в целом. Эта дисгармоничность особенно ярко обнаруживается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах.
Читать дальше
1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью//Проблемы гуманизации воспитатель-но-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 2017.- С. 87-102.
2. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Автореф. дис. . канд.психол.наук. Л., 2015. 21 с.
3. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов; – М., 2012. – 96 с.
4. Детская патопсихология: Хрестоматия. / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2011. – 351 с.
5. Дубровинская Н.В. Внимание к вниманию! / Н.В. Дубровинская; - М., 2015. – 32 с.
6. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2012.№ 4. С. 2-6.
7. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте /Н.Н. Заваденко. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 352 с.
8. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И.Ю. Заломихина // Логопед. – 2017. - №6. – С. 9-12.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с
10. Кучма, В.Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 498 с
11. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой / Г.Р. Ломакина; - М., 2019. – 188 с.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2020. – 392 с.
13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.
14. Мотова Е.К. Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – М: Речь, 2019. – 190 с.
15. Мамедова Л.В., Велькер А.А. Исследование особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-2. – С. 341-344
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 462 с.
17. Немов Р.С. Психология: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов; - М., 2018. – 512 с.
18. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика; - СПб., 2018. – 208 с.
19. Раттер М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спиваковский. М.: Прогресс, 2017. – 420 с.
20. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк; науч. ред. Ю.А. Клейберг. – М., 2013. – 128 с.
21. Стельмах О.Д. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах / О.Д. Стельмах // Дефектология. – 2015. - №1. – С. 69-73.
22. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-экспресс, 2010. – 145 с.
23. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Колос, 2015. – 183 с
24. Шапарь В.Б., Россоха В.Е. Новейший психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 559 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
Читать дальше