ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7 1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Особенности коммуникативных навыков у младших школьников 11 Выводы по первой главе 22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников. 25 2.2 Формирование коммуникативных навыков младших школьников с использованием инклюзивных игр. 41 2.3 Анализ и оценка результативности проделанной формирующей работы. 44 Выводы по второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59

Формирование коммуникативных навыков младших школьников с использованием инклюзивных игр

курсовая работа
Педагогика
61 страниц
81% уникальность
2021 год
138 просмотров
Карпова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7 1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Особенности коммуникативных навыков у младших школьников 11 Выводы по первой главе 22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25 2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников. 25 2.2 Формирование коммуникативных навыков младших школьников с использованием инклюзивных игр. 41 2.3 Анализ и оценка результативности проделанной формирующей работы. 44 Выводы по второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59
Читать дальше
С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают Дети , которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации. Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков и не всегда их достаточно для того, чтобы благополучно влиться в коллектив сверстников и начать с ними взаимодействие. Постоянно происходят изменения в запросах среди общества, тем самым расширяются возможности общения, и повышается значимость коммуникативных навыков в условиях школьного обучения. Возрастает необходимость использовать в процессе образования различные формы обучения, которые способствуют формированию у школьников умения работать совместно: сотрудничать, обмениваться идеями, принимать критику и понимать тот факт, что может существовать множество способов решения возникших проблем [3, с.


Из чего складывается цена контрольной работы по геометрии? Она складывается из количества страниц, сроков выполнения, квалификации автора, % оригинальности и предмета. Мы стараемся обеспечить самую адекватную цену на рынке. А на первый заказ мы подарим вам скидку в 1000 рублей. Воспользуйтесь промокодом Work1000.


137]. Ситуация современного школьного обучения требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в ходе изучения нового материала. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [1]. По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Младший школьник будет иметь неудовлетворенность своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад на нравственном развитии личности. Именно благоприятные межличностные отношения как в коллективе класса, там и вне школьных стен, оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, успеваемость, стремление к контакту с окружающими людьми. Общение у детей во многом определяется учителем через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллектива, которые имеют общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных 5 отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому, каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному. Проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых работы С. Д. Полякова, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, О.А. Веселковой, Г.А. Ковалева, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, И.А. Королева, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, К.П. Зайцевой, Э.И. Аюповой, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже. Формирование навыков межличностного общения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Исследователи уделяют недостаточно внимания изучению методов, способов, путей формирования коммуникативных навыков школьников во внеурочной деятельности. Недостаточно полно используются возможности инклюзивных игр, а именно включение в нее различных практико-ориентированных способов формирования межличностных отношений. Развитие коммуникативных навыков происходит в рамках возрастных особенностей учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в младшем школьном возрасте. Этим и обусловлена актуальность рассмотрения данного вопроса на сегодняшний день. Актуальность проблемы повлекла за собой противоречие: между необходимостью развития коммуникативных навыков у младших школьников и недостаточным использованием возможностей инклюзивных игр. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить проблему формирование коммуникативных навыков младших школьников с использованием инклюзивных игр Объект: процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников Предмет: инклюзивные игры как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников Задачи: 1. Рассмотреть понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 2. Изучить особенности коммуникативных навыков у младших школьников 3. Проанализировать инклюзивные игры как инструмент формирования коммуникативных навыков у младших школьников 4. Сделать анализ инструментария диагностики коммуникативных навыков у младших школьников 5. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников. 6. Разработать способы формирование коммуникативных навыков младших школьников с использованием инклюзивных игр. 7. Провести Анализ и оценка результативности проделанной формирующей работы. Методы исследования: • Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме; • Эмпирические методы: беседа, наблюдение; • Методы обработки и интерпретации данных. База исследования: МАОУ СОШ №30, г. Челябинск. Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В данной работе требовалось выявить и экспериментально обосновать необходимость развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе. В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся понятия «коммуникативные навыки». Также были рассмотрены условия развития коммуникативных навыков в рамках инклюзивного класса. Исследование, направленное на определение уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников, состояло из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части нами были поставлены задачи: рассмотреть понятие «коммуникативные навыки», возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников; изучить методы и формы развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности; рассмотреть особенности групповой работы во внеурочной деятельности. К определению понятия «коммуникативные навыки» существует множество различных подходов и взглядов. Исследованием проблемы развития коммуникативных навыков занимались такие исследователи, как С. Д. Поляков, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, О.А. Веселкова, И.А. Зимняя, И.А. Королев, М.И. Лисина, И.П. Подласый, К.П. Зайцева, Э.И. Аюпова, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже. Некоторые из них считают (Б.С. Волков), что коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных доминант коммуникатора. Анализ психолого-педагогической литературы по теме показал, что коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Высокий уровень развития коммуникативных навыков у ребенка позволяет ему принимать во внимание различные взгляды и позиции на какие-либо вопросы, в ходе общего дела ориентироваться на позицию собеседника, договариваться друг с другом, используя речевые средства для выполнения коммуникативных задач и регуляции своего действия В младшем школьном возрасте у ребенка складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки поведения в социуме, возрастает ответственность за свои слова и поступки, стремление оказать помощь сверстнику и устанавливать контакты с окружающими людьми. Дети становятся более восприимчивыми к сказанным замечаниям, осознают отношения окружающих людей, мотивы их поведения, значимость конфликтных ситуаций, так как находятся в фазе формирования личности. Непосредственные эмоциональные отношения являются основой для установления межличностных контактов младших школьников. Во второй главе были проведены этапы эксперимента, такие как констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента и контрольный этап эксперимента. На констатирующем этапе эксперимента был произведён подбор диагностических методик, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе. Также на данном этапе был проведен, непосредственно, констатирующий эксперимент. Далее этап включал в себя количественный и качественный анализ полученных данных. После анализа полученных данных, было выявлено, что у большинства детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, не развиты коммуникативные навыки. После этого был проведен формирующий этап эксперимента. На данном этапе с экспериментальной группой исследования был проведен ряд упражнений, заданий с использованием инклюзивных игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе. Об этом свидетельствует выросшее количество детей, имеющих как низкий уровень развития коммуникативных навыков, так и средний. Полученные результаты показали, что предложенные упражнения, занятия и игры являются эффективными, поэтому их можно рекомендовать к реализации. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. – 20 c. 2. Дорохова Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова. – (Педагогический опыт) // Дополнительное образование и воспитание № 1. 3. Балканский, Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей личности в групповой изобразительной деятельности [Текст] / Д.И. Балканский // Начальная школа. - 2012. - №4, С. 24-27. 4. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3- е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с. 5. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2018. – 553 с. 6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М: АПН РСФСР, 2019. - 348 с. 7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 574 с. 8. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. - №2. - С. 149- 153. 9. Выготский, Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2013. – 1008 с. 10. Дридзе, Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. Методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию»/ Т.М. Дридзе. - М.: 2019. – 231 с. 11. Егоров П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения / П.Р. Егоров. // Инновации в образовании. – 2012. 12. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: http://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm (дата обращения 05.06. 2021) 13. 2Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после. 2011. - №4. - С. 78- 83. 14. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: [методическое пособие] / М.С. Староверова и др.; под ред. М.С. Староверовой / – Москва: Владос, 2011. 4. Конвенция о правах инвалидов 13.12.2016. 15. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русскоанглийский словарь / Sociological Encyclopedic Russian – English Dictionary / С.А. Кравченко. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2014. – 512 С. 16. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебный действий [Текст] / Т. А. Крайнева // Начальная школа. – 2012. - №9, С. 40-42 17. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2017. – С. 38–39. 18. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 2015. 19. Педагогическая энциклопедия [в 4 томах] / гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров]. Т.4 (С-Я). М.: Советская энциклопедия, 2018. – с. 912. 20. Платонов, К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. 2013. - №11. - С. 98–103. 21. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 464 с. 22. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. 23. Шубкина, Т.Н. Развитие концепции в ФГОС в педагогической науке и практике: содержание и структура: лекция. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 72 с. 24. Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2017. №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» 25. Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / сост. О.Ю. Пискун, Т.В. Волошина; Новосиб. гос. пед. ун-т, Департамент соц. развития и обеспечения прав граждан на соц. защиту Новосиб. обл., Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. – Новосибирск: НГПУ, 2019.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Актуальные проблемы внедоговорных обязательств
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Бухгалтерский учет и анализ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
Учёт и анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Количество страниц:
50
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image