В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
Развитие массового спорта, действительно, является актуальной задачей, требующей решения одновременно и на федеральном, и на государственном уровнях. Актуальность объясняется и тем, что нет единого подхода к такой категории, как массовый спорт. В одном из ключевых нормативно – правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в области физической культуры и спорта – Федеральном законе № 329 – ФЗ, дано определение массовому спорту, согласно которому массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и / или самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Занятия массовым спортом дают возможность людям поддерживать свое психическое и физическое здоровье, влияют на качество жизни и ее продолжительность.
Чертами массового спорта являются: социализация и воспитание здорового, физически крепкого поколения; компенсация посредством массового спорта неудовлетворённости личности другими сферами жизни; поддержание высокой работоспособности человека и т.п. Массовый спорт также способствует адекватному прохождению процесса социализации личности, а также оказывает влияние на формирование у человека волевых качества.
Как и любые отношения в социальной сфере жизни общества, так и отношения, возникающие в спортивной сфере, управляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Для каждой реализуемой на уровнях политики управления характерны свои цели, задачи, но все они соотносятся в обязательном порядке с политикой, проводимой на федеральном уровне, выраженной в национальном проекте «Демография», и входящим в его состав федеральным проектом «Спорт – норма жизни»: сохранение и укрепление здоровья нации, улучшение качества жизни, увеличению вовлеченности людей в занятия спортом и т.п.
В качестве примера региональной политики в области массового спорта была рассмотрена политика, проводимая в Курской области. В данном регионе также принят региональный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культуры и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (Спорт – норма жизни). В области управления массовым спортом в регионе сформирована организационная культура, приняты соответствующие нормативные акты. Это является свидетельством того, что в регионе уделяется внимание развитию данной сферы отношений.
В процессе анализа проводимой политики и результатов, в регионе выявлены такие проблемы в сфере управления массовым спортом, как: нехватка финансирования, все еще сохраняется недоступность спортивных объектов для населения, наблюдается пока незначительное увеличение заинтересованности населения в занятиях массовым спортом; отсутствие необходимого количества спортивных объектов и т.п.
Выявленные проблемы можно разделить на несколько групп: нормативно – правовое регулирование отношений; бюджетно-финансовое регулирование, прогнозирование и программирование. Решение этих проблем возможно путем эффективной системы управления областью физической культуры и спорта.
Таким образом, спорт, как область общественных отношений и социальный институт, в своем развитии сталкивается с рядом проблем, решение которых требуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти и для их решения требуется комплексный подход, поскольку данная область неотделима от других социальных областей. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.
Сейчас в стране имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Главное – правильно их использовать для того, чтобы добиться поставленных целей.
Прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований должна стать конкретная, практическая работа по развитию физической культуры и спорта, и реализация программ, «спущенных» сверху. Практическая работа должна основываться на задачах и целях, определенных на федеральном уровне, а также должны учитываться проблемы, задачи и цели, имеющие место быть и на региональном уровне.