В настоящее время транспортный рынок представляет собой совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций), которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу).
С точки зрения рыночной характеристики транспортный рынок является в основном олигопольным, представляющим крупные транспортные компании универсального типа, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров (кроме трубопроводного транспорта), Транспортные, наряду с национальными (транспортировка внутри страны), также могут быть международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых товаров на внешних, относительно страны продавца и страны покупателя, участках маршрута перевозки. При этом основным видом услуг в сфере транспорта является физическое перемещение пассажиров и грузов из одной точки пространства в другую, которое характеризуется ценой, временем ожидания услуги, длительностью транспортировки, условиями безопасности и пр.
Следовательно, с одной стороны, транспорт является необходимым условием осуществления международного разделения труда, а с другой стороны, транспорт выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, которая представляет специфический товар – транспортные услуги. Так как развитие международной торговли, как по физическим объемам, так и по товарной структуре требует постоянного совершенствования ее правового и финансового обеспечения, а также адекватного развития всей торговой инфраструктуры и в первую очередь международной системы транспорта, то спектр услуг постоянно изменяется, в том числе в рамках адаптации к условиям рынка. Однако единая транспортная система обеспечивает скоординированное развитие и эксплуатацию всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Исторически развитие мировой транспортной системы происходило под влиянием следующих факторов: углубления и расширения международных цепочек производства поставок и потребления, совершенствования транспортных технологий и технологий транспорта, активизацией глобальных миграционных потоков и глобализацией.
Сейчас структура мирового рынка транспортных услуг по видам транспорта представлена следующим образом: большая часть занимает морской – более 40% от общего мирового экспорта транспортных услуг, далее авиационный транспорт (35%). Крупнейшими экспортерами транспортных услуг являются страны ЕС, США, Республика Сингапур, Китай/Гонконг, Япония, ОАЭ и Республика Корея. Структура глобального экспорта транспортных услуг в большей степени ориентирована на перевозку грузов, на которую приходится более половины, остальное распределяется на вспомогательные и различные дополнительные услуги, такие, как перевалка, обработка, хранение и т.п., что занимает почти четверть от общего объема транспортных услуг, остальную часть занимают услуги пассажирских перевозок, а доля почтовых и курьерских услуг весьма незначительна.
В целом развитие мирового рынка транспортных услуг развитых и большинства развивающихся стран ориентировано на повышение конкурентоспособности отечественных транспортных операторов на международных рынках и пролонгации интересов в двусторонних и многосторонних переговорах в области транспортных услуг. В том числе проводятся значительные мероприятия, направленные на реализацию стратегических планов развития транспортной инфраструктуры, создание особых законодательных документов в области государственно-частного партнерства и специализированных финансовых инструментов, направленных на привлечение частных инвесторов для осуществления крупных инвестиционных проектов.
Поэтому транспорт как одна из важнейших отраслей мировой экономики, эволюционирует вслед за потребностями ее развития, воспроизводит характер и содержание экономических связей, что подтверждается совпадением общих тенденций динамики показателей мирового экономического развития и показателей объема транспортного трафика.
В результате рынок транспортно-логистических услуг в 2020 г. в связи с пандемии COVID-19 стал одним из пострадавших отраслей экономики. При этом кризис существенно повлиял на транспортные услуги, как с точки зрения предложения, так и спроса. Введенные карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов. Наиболее очевидными негативными последствиями пандемии COVID-19 для отрасли морского транспорта стали падение ставок морского фрахта, избыток свободных контейнеров и быстрое введение новых экологических требований.
Одновременно пандемия коронавируса дала мощный импульс массовому внедрению цифровых технологий в сферу транспортных услуг. Сейчас каждая сфера экономики становится инновационной, что проявляется, прежде всего, в том, что появилось большое количество инноваций и разработок с целью обновления, улучшения, упрощения деятельности рынка транспортных услуг, а также обеспечение безопасности, надежности каждого пассажира. В частности, в данной сфере происходят изменения, которые связаны с цифровизацией отрасли, внедрением дистанционного формата, включая бесконтактную оплату, использованием искусственного интеллекта в процессе управления предприятиями общественного транспорта.
Согласно прогнозам Международного транспортного форума ОЭСР, общее сокращение мировых транспортных перевозок, измеряемых в тоннокилометрах, в 2020 г. составит 36% по сравнению с докризисными уровнями. При этом специалисты отмечают значительные региональные отличия: если в странах АСЕАН, Центральной Азии, России и Индии транспортные перевозки могут сократиться более чем вдвое, то в случае Китая падение не превысит 25%, в то время как в Европе и США будет находиться на уровне 40%.
Таким образом, в целом кризис 2020 г. значительно снизил надежность и эффективность транспортных сетей, особенно в таком секторе, как грузовые авиаперевозки. Поскольку грузовые перевозки, логистика и производство товаров так тесно синхронизированы, то сбои быстро сказались на мировой торговле, обнажив хрупкость всей цепочки поставок.
Сейчас транспортная политика развитых и развивающихся стран направлена на повышение конкурентоспособности национальных транспортных операторов на международных рынках и продвижение их интересов, а именно, на повышение эффективности мирового рынка транспортных услуг, логистики и обеспечения, а также сохранение здоровья каждого гражданина.
Опираясь на данные различных аналитических исследований, можно предположить, что в отличие от сокращения спроса на транспортные услуги, который должен восстановиться по мере возобновления экономической активности, снижение уровня инвестиций в транспортную инфраструктуру, оборудование и новые услуги может иметь долгосрочный характер и повлиять на рыночное предложение. В первую очередь это связано, как с необходимостью перераспределения средств правительств на борьбу с непосредственными последствиями пандемии, так и с недостатком ликвидности у частных инвесторов.