Введение……………………………………………………………………. 3 1. Подходы к исследованию самосознания в психологии …………….... 6 2. Становление самосознания в онтогенезе………………………………12 3. Особенности самосознания творческой личности…………………… 18 Заключение………………………………………………………………… 23 Список использованной литературы……………………………………... 25

Самоотношение творческой личности

курсовая работа
Психология
25 страниц
89% уникальность
2021 год
33 просмотров
Пестерев И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………. 3 1. Подходы к исследованию самосознания в психологии …………….... 6 2. Становление самосознания в онтогенезе………………………………12 3. Особенности самосознания творческой личности…………………… 18 Заключение………………………………………………………………… 23 Список использованной литературы……………………………………... 25
Читать дальше
Актуальность. В связи с тем, что жизнь в обществе становится все сложнее и многообразнее, современному человеку приходится подходить к решению проблем нестандартно, необходимо развивать в себе самостоятельную, активную и созидающую личность. Личность, имеющая осознанный интерес к творчеству, стремящаяся реализовать свои творческие возможности, может более успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и вызовам жизни, успешнее создавать свой индивидуальный стиль деятельности, более способна к самосовершенствованию и самовоспитанию. Важной составляющей в становлении личности человека является самосознание. Это означает, что человек осознает свою состоятельность и исполняет свои желания в соответствии со своими способностями. Однако зачастую у творческих людей происходит расхождение желаний и возможностей, и это становится источником внутренней неудовлетворенности, приводящей человека к психологическому конфликту с самим собой и с другими. Актуальность данного исследования продиктована тем, что ранее самосознание творческой личности в психологии изучалось схематично, вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали только его общие и частные аспекты, не полностью опираясь на достижения в сфере знаний о личности, используя не все известные методологические подходы к его изучению и не включая в научное исследование о Я-концепции и самоотношении такие категории, как «личность», «сознание» или «самосознание». Вопрос о своеобразии мышления одаренных личностей давно занимает умы психологов и философов.


Если вас интересует заказ диссертаций , заходите на сайт Work5 и оформляйте заказ.


Но только в XX веке этот аспект начали изучать комплексно, в связи с возросшей потребностью нашего общества в творческих и нестандарно мыслящих личностях. Появилось такое понятие как «креативность», как особое качество современного человека. В психологической науке креативность определяют, как необычный алгоритм мышления, специфический вид активности, направленный на созидание новых объектов, идей, способов и средств деятельности и т.д. Данный термин в XX веке предложил американский психолог, известный исследователь творчества, Дж. Гилфорд. Он объединил под этим понятием особые качества личности, обеспечивающие каждому человеку возможности создавать нечто новое, оригинальное, нетипичное и нестандартное.[34, с.125] Изучению личностных качеств и особенностей развития творческих способностей посвятили свои труды многие отечественные психологи: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.З.Зак, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, В.А.Моляко, Н.Н.Николаенко, И.А.Стернин, В.А.Цапок и др. Большой вклад в практическое исследование данного вопроса внесли Я.Козелецкий и Я.А.Пономарев. В зарубежной психологии творческую личность изучали А.Адлер, Г.Альтшуллер, Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Т.Бьюзен, А.Бэн, М.Вертгеймер и др. На наш взгляд, между процессом творчества и самореализацией человека существует непосредственная связь, поэтому для понимания творческой личности очень важно выявить связь творческости и самосознания личности. В связи с недостаточной проработкой этого аспекта, мы определили следующую цель исследования – изучение теоретических аспектов проблемы самосознания творческой личности в психологии. Задачи: 1. Изучить теоретические подходы к изучению проблемы самосознания в психологии. 2. На основании изучения психолого-педагогической литературы определить особенности онтогенеза самосознания. 3. На основании изучения психолого-педагогической литературы определить особенности самосознания и самоотношения творческой личности. Объект исследования – самосознание личности. Предмет исследования – самоотношение личности. Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.  

Читать дальше
В современной психологии большое внимание уделяется индивидуальности и развитию личности. Эти аспекты зависят от внутренней самодостаточности человека, его осознанности, способности нести ответственность за свой выбор и поступки, проявлять самостоятельность в решениях. Самоотношение является частью самосознания и наряду с самопознанием, самооценкой, самоконтролем, саморегуляцией отражает широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Проблему самопознания и самоотношения личности изучали многие отечественные и зарубежные ученые. Они определяли термин «самопознание» как раскрытие человеком своих физических и психических особенностей, осмысление своего внутреннего «Я». Отмечается, что самопознание формируется в процессе взаимодействия с внешним миром, являясь отражением восприятия индивидуума в обществе, особенно в самом его близком круге. Формирование самосознания личности в онтогенезе проходит ряд последовательно возникающих этапов, связанных с возрастными периодами психического развития человека. Термин «онтогенез самосознания личности» введен в научный оборот сравнительно недавно и требует дополнительного изучения. При этом следует разделять онтогенез развития личности от онтогенеза развития психики. Развивая самосознание, человек пытается не только понять, что он представляет из себя, но и каков он в глазах других людей, и, в зависимости от результата его контакта с социумом, формируется его самооценка. Здоровая самооценка способствует успешному проявлению себя в различных сферах жизни, позволяет человеку легче адаптироваться в микро- и макросоциуме. Психологически стабильная, интеллектуально развитая, социально адаптированная, творческая и коммуникабельная личность оказывает большое влияние на формирование здорового общества. Творческая личность – очень разностороннее понятие. Оно состоит из многих компонентов: генетических, биологических, психологических, интеллектуальных и социальных. В психологии творчества большое значение придается самоотношению творческой личности, как эмоционально-оценочной системе, обобщенному новообразованию, которое отражает константное отношение индивида к самому себе. В психологической литературе проблема творчества в основном рассматривается в контексте человеческих способностей и внутренних волевых характеристик. Приводится мнение, что вне зависимости от особых талантов и дарований, творческая личность должна также обладать сильной мотивацией и мощной созидательной активностью. Это возможно лишь в том случае, если творческий человек получает мощную отдачу от окружающего мира, положительную оценку своей деятельности и видит свою востребованность в обществе. Немаловажным фактором в становлении творческой личности является также способность к креативности, то есть созданию оригинального продукта, интеллектуальная направленность на нестандартные пути решения, поиск новых средств и направлений деятельности. Вывод: можно констатировать, что выявление связи самоотношения личности и ее креативности является очень актуальным вопросом в современной психологии. Эта взаимосвязь помогает понять характерные особенности творческой личности и ее ресурсы, способствующие успешной творческой деятельности. Таким образом можно будет применить на практике конкретные способы и инструменты для развития творчества и креативных способностей любого человека. 
Читать дальше
1. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития / Т.В.Архиреева. - Великий Новгород, 2008. – 158 с. 2. Балан, С.И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности / С.И. Балан // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2011. - № 3. - С.26-28. 3. Богоявленская, Д.Б Субъект деятельности в проблематике творчества / Д.Б Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 35-41. 4. Бережная, М.С. Творческая самореализация студентов вузов в художественно-творческой деятельности / М.С.Бережная // Педагогика искусства. - 2008. - № 1. - С. 5-6. 5. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э.Боно. - М.: Попурри, - 2005. - 416 с. 6. Водяха, С.А., Водяха, Ю.Е. Креативная идентичность и самоотношение личности старшеклассников и студентов / С.А.Водяха, Ю.Е.Водяха // Педагогическое образование в России. - 2020. - №3. - С.67-72. 7. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений в 6 томах. - Т.4. / Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1984. - С.5-242. 8. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б.Гатанов // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С.10–14. 9. Гераимчук, И.М. Философия творчества / И.М.Гераимчук. - М.: Эксмо, - 2006. - 120 с. 10. Донченко, Е.А, Титаренко, Т.М. Личность: конфликт, гармония / Е.А.Донченко, Т.М.Титаренко. - Киев, 1989. - 173 с. 11. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н.Дружинин - М., 1996. - 216 с. 12. Косолапов, Ю.А. Зрелость личности и самоотношение / Ю.А.Косолапов. - Липецк: РИЦ ЛГПУ. - 258 с. 13. Леонтьев, А.Л. Деятельность. Сознание. Личность / А.Л.Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 130 с. 14. Майданов, А.С. Методология научного творчества / А.С.Майданов - М.: ЛКИ, 2007. - 512 с. 15. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студ. 2-е изд. / В.Г.Маралов - М.: «Академия», 2004. - 256 с. 16. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С.Мерлин – М.: МОДЭК; МПСИ, 2009. - 542 с. 17. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности / В.А.Моляко - Киев, 1978. - 47 с. 18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / 13-е изд., перераб. и доп. / В.С.Мухина. - М., Академия, 2011. - 655 с. 19. Николаенко, Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М.Шипицыной / Н.Н.Николаенко. - СПб.: Речь, 2005. - 277 с. 20. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Пер. с англ. / Г.Олпорт - М.: Смысл, 2012. - 480 с. 21. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р.Пантилеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с. 22. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А Пономарев.. - М.: Академия, 1998. – 296 с. 23. Прихожан, А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте / А.М.Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 1984. - С. 76-88. 24. Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: БАХРАХ – М, 2000. – 672 с. 25. Пуфаль-Струзик, И. Творческий путь в «трансгрессивной концепции личности» Я. Козелецкого / И.Пуфаль-Струзик // Психологическая наука и образование. - 2002. - Том. 7. - № 2. - С.76-85. 26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с. 27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 552 с. 28. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. - 206 с. 29. Саркенаева, А.Б. Творчество как форма самоутверждения личности / А.Б.Саркенаева // Молодой ученый. - 2018. - № 15 (201). - С. 252-255. 30. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г.Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с. 31. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - 330 с. 32. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии / И.И.Чеснокова. - М., 1978. - С. 316-335. 33. Fromm, E. The crisis of psychoanalysis: Zen Buddhism and Psychoanalysis. - London: HarperCollins, 1970. - 180 p. 34. Guilford, J.P. The Nature of Human Intelligence. - McGraw-Hill, New York, 1967. - 538 p. 35. Владимирова, С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-rebenka-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 12.04.2021). 36. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm#$p1 (дата обращения 14.04.2021). 37. Пирмагомедова, Э.А., Нагиева, А.Т., Сулейманова, Г.К. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samootsenki-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-i-faktory-vliyayuschie-na-eyo-razvitie (дата обращения 12.04.2021). 38. Солопанова, И.Ю. Взаимосвязь интеллекта и творческих способностей [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-intellekta-i-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения 12.04.2021). 39. Трофименко, Н.Е. Динамика становления ценностного самоотношения в ран-нем онтогенезе [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-stanovleniya-tsennostnogo-samootnosheniya-v-rannem-ontogeneze (дата обращения 12.04.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Формы государственного устройства
Количество страниц:
25
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
Разработка забоя экскаватором ЕТ-16-20, оборудованным обратной лопатой лобовой походкой с погрузкой грунта в автотранспорт
Количество страниц:
50
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Транспорт
реферат
Зарубежный опыт утилизации золошлаковых отходов ТЭС и ГРЭС
Количество страниц:
26
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image