СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗГРАФИЕЙ 7 1.1. Психолого-педагогические аспекты исследования зрительно-пространственных функций 7 1.2. Современное научное понимание дисграфии 10 1.2. Сформированность зрительно-пространственных функций у детей с оптической дисграфией 13 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ 17 2.1. Современные методики логопедической работы по развитию зрительно-пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с дисграфией 17 2.3. Коррекционная программа, направленная на развитие зрительно-пространственной ориентации у детей с дисграфией 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Логопедическая работа по формированию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией

курсовая работа
Педагогика
38 страниц
50% уникальность
2021 год
14 просмотров
Словцова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗГРАФИЕЙ 7 1.1. Психолого-педагогические аспекты исследования зрительно-пространственных функций 7 1.2. Современное научное понимание дисграфии 10 1.2. Сформированность зрительно-пространственных функций у детей с оптической дисграфией 13 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ 17 2.1. Современные методики логопедической работы по развитию зрительно-пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с дисграфией 17 2.3. Коррекционная программа, направленная на развитие зрительно-пространственной ориентации у детей с дисграфией 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
В настоящее время проблема изучения состояния зрительно-пространственных функций у школьников является одной из самых актуальных в связи с тем, что недостаточное развитие этих функций может стать причиной академической неуспеваемости ребенка в школе (Пылаева Н.М., 2003). Выполняя сложную и ответственную задачу по всестороннему развитию духовных способностей детей, учителя часто сталкиваются со школьниками, которым трудно учиться из-за определенных отклонений в развитии. Отсюда их неуспеваемость, школьная дезадаптация, резкое снижение учебной мотивации, трудности в поведении, а иногда и преступное поведение. Как показывает многолетнее исследование, одной из частых причин неуспеваемости учеников начальных классов в общеобразовательных школах являются разнообразные нарушения письменной речи, зачастую затрудняющие овладение правильным и грамотным письмом. Письмо - сложный вид умственной деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории НИИ дефектологии Академии педагогических наук, была установлена взаимосвязь между состоянием речевого развития ребенка и способностью усваивать школьные знания. Выявлено, что 1/3 учащихся с нарушениями речи отстают или плохо владеют родным языком.


Узнайте стоимость написания кандидатской диссертации в Воронеже . Заходите на Work5.


. Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что это специфическое расстройство речевой деятельности у детей и одновременно нарушение усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии мешает детям усвоить письменную речь как особую форму речи, своеобразное средство общения и обобщения опыта, развитие которого связано с качественными изменениями в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сферах личности учащихся (В.И. Лаудис, И.П. Негуре, 1994). До сих пор появление дисграфии связывали с нарушением речевой активности или оптико-пространственными нарушениями. Между тем практика работы логопеда с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано изменениями в развитии детей, а также многочисленными исследованиями психологов и нейропсихологов. Ученые (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2001) отмечают усложнение структуры отклонений, появление новых форм отклонений, а также отсутствие формирования некоторых неречевых сфер психического развития ребенка. Отмечено, что у младших школьников недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений проявляется в письменной форме в виде специфических ошибок. У таких учащихся обычно диагностируется зрительно-пространственная дисграфия. Исключительная важность своевременного формирования пространственных функций для развития ребенка, их тесная взаимосвязь с формированием познавательной деятельности и развитием конкретных школьных навыков и умений неоднократно являлась предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьева, О.И. Галкина, А.Р. Лурия, Е.Ф. Рыбалко и др.). Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей в дошкольном возрасте, отсутствие пространственных функций определяет 47% трудностей, с которыми они сталкиваются при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей в усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, у 16% трудностей в обучении чтению. Современные знания о дисграфии в нашей стране связаны в основном с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова. На современном этапе Р.И. Лалаева, Е.А. Лалаева, А.Н. Логинова, И.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова. В большинстве случаев система коррекционно-развивающей работы строится по типу «симптом-цель», когда при выборе содержания и определении этапов работы учитываются закономерности. формирование индивидуальных функций и операций, входящих в психологическую основу письма. Такой подход к коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников не оправдывает себя, поскольку значительная выраженность и стойкость нарушений письма у определенной части младших школьников вызваны не только нарушением активности некоторых основных функций, но и из-за задержки формирования их мозговой организации в целом. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующую исследовательскую задачу: определение оптимальных способов и педагогических условий логопедической (коррекционной) работы зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией. Цель исследования: рассмотреть организацию логопедической (коррекционной) работы у детей со зрительно-пространственной дисграфией. Объект: процесс развития зрительно-пространственной дисграфии у младших школьников Предмет: особенности логопедической (коррекционной) работы с младшими школьниками со зрительно-пространственной дисграфией Задачи: 1. Изучить литературу психолого-педагогической, коррекционно-педагогической направленности по данной проблеме. 2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты исследования зрительно-пространственных функций. 3. Охарактеризовать зрительно-пространственную дисграфию. 4. Проанализировать методические рекомендации по выявлению и преодолению нарушений письменной речи. 5. Рассмотреть коррекционную программу, направленную на развитие зрительно-пространственной ориентации у детей с дисграфией. Методы исследования: теоретические:  анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий;  изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; Теоретическая значимость исследования определяется комплексным изучением особенностей проявления оптико-пространственной дисграфии, необходимостью получения глубокого понимания механизмов, симптомов и этиологии этих нарушений. Практическое значение заключается в совершенствовании логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии. Полученные материалы могут быть использованы в программах, учебных пособиях, практических занятиях логопедов, учителей начальных классов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Читать дальше
Зрительно-пространственные функции выполняются при совместном участии двух полушарий. Изучение развития зрительно-пространственных функций в онтогенезе имеет важное педагогическое значение, поскольку в процессе коррекционной работы необходимо учитывать особенности и последовательность формирования этих функций в разные возрастные периоды. Предполагается, что использование коррекционной программы и методик, представленных в главе 2, в логопедической работе по формированию зрительно-пространственных функций позволит логопеду провести эффективную коррекционную работу по улучшению состояния зрительно-пространственных функций у младших школьников с оптическим дисграфия. Логопедическая работа строится по принципу сложности, обходного пути, «зоны ближайшего развития», симптомов и выраженности нарушений письма, поэтапного формирования мыслительных действий, а также патогенетического и онтогенетического принципа и включает в себя следующие направления:  развитие зрительного восприятия и узнавания;  очищение и расширение объема зрительной памяти;  формирование пространственного восприятия и представлений;  развитие визуального анализа и синтеза;  формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;  разграничение смешанных букв. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что цели и задачи поставленные нами в работе, были выполнены.
Читать дальше
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2003 - 40 с. 2. Ананьев Б.Г., Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с. 3. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции. //Школа здоровья. -1997. -No3, том - С. 38-424. 4. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно -вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 64 с. 5. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (19-20 апреля 2017 г., г. Пермь, Россия) : в 2 томах / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", Факультет правового и социально-педагогического образования, АНО "Институт поддержки семейного воспитания" (г. Пермь). - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. Т. 1. - 2017. - 206 с. 6. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? : методические рекомендации / Безруких М. М. - 2-е изд., дораб. - Москва : Вентана-Граф, 2006 (Ульяновск : Тип. «Печатный двор»). - 62 с. 7. Брагинский В.И. Почему не каждому даётся грамота? //Начальная школа. -2005. -No4. - С. 20 -227. 8. Воронова Л.В. Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в классах коррекции: Из опыта //Начальная школа. -2004. -No12. - 848 с. 9. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. -М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. - 90 с. 10. Голод В.И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста.//Дефектология. -2004. -No5. - С. 66 -73. 11. Григорьева Л. П., Бернадская М.Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка : Пособие для коррекц. занятий с детьми с ослабл. зрением в семье, дет. саду, нач. шк. / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. - М. : Шк.-Пресс, 2001. - 72 с. 12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка : Психофизиолог. основы дет. валеологии : Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М. : Владос, 2000. – 143 с. 13. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская ; под ред. О.В. Защиринской. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 176 с. 14. Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической он-лайн конференции, посвященной 75-летию ООН (27-29 апреля 2020 г.) / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2020. - 383 c. 15. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо : программно-методические материалы : учебное пособие для общеобразовательных организаций : [16+] / О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, А. А. Алмазова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2019. – 124 с. 16. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно -метод. пособие/О. М. Коваленко. -М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2011. -158 с. 17. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. -СПб.: Гиппократ, 1995. -224 с. 18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно -методическое пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с. 19. Кувшинова Е.А. Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР. //Логопед. -2005. -No6. - С. 4 -11. 20. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2009. -224 с. 21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя -логопеда /Р.И. Лалаева. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 223с. 22. Леонова С.В., Воронина С.П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. //Логопед. -2005. -No5. - С. 108 -125 23. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой.- СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2008. – 208 с. 24. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с. 25. Логопедическая работа в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения : учебное пособие / Череповецкий государственный университет ; [Н. А. Борисова, Г. М. Галактионова, Т. В. Гудина и др. ; научный редактор: О. А. Денисова, О. Л. Леханова]. - Череповец : Череповецкий государственный университет, 2017. - 100 с. 26. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.-Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: «Ось-89», 2001. – 96 с. 27. Лукашенко М.Л, Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме : практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина ; Рис. Владимира Романова. - М. : Эксмо, 2004. – 126 с. 28. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -3-е изд. -М.: Академический Проект, 2005. - 512 с. 29. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе / Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. ; Правл. о-ва «Знание» России, Ассоц. делового сотрудничества «Образование и культура» - М. ТОО «ИнтелТех» 1994 - 64 с. 30. Микфельд Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников. //Логопедия. -2004. -No4 (6). - С. 42-53 31. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 2009. - 576 с. 32. Панасенко К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы : учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : Белгород : НИУ "БелГУ", 2018. - 173 с. 33. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: Дельта, 2007. - 208 с. 34. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб.: Издательство «Союз», 2009. - 240 с. 35. Парамонова Л.Г. Ваш ребёнок на пороге школы: Как подготовить ребёнка к школе. -СПб.: КАРО, Дельта, 2007. - 384 с. 36. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно -методическое пособие. -СПб.: КАРО, 2009. - 240 с. 37. Проблемы современного педагогического образования. Серия "Педагогика и психология" : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) "Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского" (г. Ялта). - Ялта : РИО ГПА, 2016-. 2017, вып. 57, ч. 10. - 2017. - 379 с. : ил., табл.стр. 72 исследование нарушений речи младших школьников в виде оптической дисграфии. 38. Речевые нарушения : учебно-методический комплекс по дисциплине : практикум / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова" ; [составители Т. А. Дорофеева, Н. А. Солдатова]. - Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2019. - 78 с. 39. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 2010. - 111 с. 40. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2009. – 400 с. 41. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2008. - 232 с. 42. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -Издательство Московского университета, 1985. – 190 с. 43. Степанов В. Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). - М.: 1964. – 18 с. 44. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. -128 с. 45. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. - М.: Вентана -Графф, 2011. – 32 с. 46. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте /Авт. Фотекова Т.А. -Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. -164 с. 47. Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью. От 5 до 14 : коррекция и развитие письменной и устной речи : [12+] / Светлана Шишкова. - 8-е изд., доп. - Москва : АСТ, Прайм, 2017. – 190 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Федерализм-одна из основ конституционного строя России. Сущность и особенности правления.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Конституционное право
реферат
Современное состояние отечественной педагогической науки
Количество страниц:
15
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Современное состояние отечественной педагогической науки
Количество страниц:
30
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image