Узнайте стоимость написания кандидатской диссертации в Воронеже . Заходите на Work5.
. Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что это специфическое расстройство речевой деятельности у детей и одновременно нарушение усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии мешает детям усвоить письменную речь как особую форму речи, своеобразное средство общения и обобщения опыта, развитие которого связано с качественными изменениями в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сферах личности учащихся (В.И. Лаудис, И.П. Негуре, 1994). До сих пор появление дисграфии связывали с нарушением речевой активности или оптико-пространственными нарушениями. Между тем практика работы логопеда с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано изменениями в развитии детей, а также многочисленными исследованиями психологов и нейропсихологов. Ученые (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2001) отмечают усложнение структуры отклонений, появление новых форм отклонений, а также отсутствие формирования некоторых неречевых сфер психического развития ребенка. Отмечено, что у младших школьников недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений проявляется в письменной форме в виде специфических ошибок. У таких учащихся обычно диагностируется зрительно-пространственная дисграфия. Исключительная важность своевременного формирования пространственных функций для развития ребенка, их тесная взаимосвязь с формированием познавательной деятельности и развитием конкретных школьных навыков и умений неоднократно являлась предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьева, О.И. Галкина, А.Р. Лурия, Е.Ф. Рыбалко и др.). Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей в дошкольном возрасте, отсутствие пространственных функций определяет 47% трудностей, с которыми они сталкиваются при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей в усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, у 16% трудностей в обучении чтению. Современные знания о дисграфии в нашей стране связаны в основном с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова. На современном этапе Р.И. Лалаева, Е.А. Лалаева, А.Н. Логинова, И.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова. В большинстве случаев система коррекционно-развивающей работы строится по типу «симптом-цель», когда при выборе содержания и определении этапов работы учитываются закономерности. формирование индивидуальных функций и операций, входящих в психологическую основу письма. Такой подход к коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников не оправдывает себя, поскольку значительная выраженность и стойкость нарушений письма у определенной части младших школьников вызваны не только нарушением активности некоторых основных функций, но и из-за задержки формирования их мозговой организации в целом. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующую исследовательскую задачу: определение оптимальных способов и педагогических условий логопедической (коррекционной) работы зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией. Цель исследования: рассмотреть организацию логопедической (коррекционной) работы у детей со зрительно-пространственной дисграфией. Объект: процесс развития зрительно-пространственной дисграфии у младших школьников Предмет: особенности логопедической (коррекционной) работы с младшими школьниками со зрительно-пространственной дисграфией Задачи: 1. Изучить литературу психолого-педагогической, коррекционно-педагогической направленности по данной проблеме. 2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты исследования зрительно-пространственных функций. 3. Охарактеризовать зрительно-пространственную дисграфию. 4. Проанализировать методические рекомендации по выявлению и преодолению нарушений письменной речи. 5. Рассмотреть коррекционную программу, направленную на развитие зрительно-пространственной ориентации у детей с дисграфией. Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; Теоретическая значимость исследования определяется комплексным изучением особенностей проявления оптико-пространственной дисграфии, необходимостью получения глубокого понимания механизмов, симптомов и этиологии этих нарушений. Практическое значение заключается в совершенствовании логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии. Полученные материалы могут быть использованы в программах, учебных пособиях, практических занятиях логопедов, учителей начальных классов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.