Дипломная работа по банковскому делу на заказ позволит вам не тратить свое время. Доверьте написание дипломной работы профессионалам.
На наш взгляд, необходимо глубоко исследовать данную проблему и разработать практические рекомендации для устранения данных факторов и оздоровления общества путем формирования четких положительных жизненных ориентиров для подрастающего поколения. Многие психологи и педагоги убеждены, что детско-родительские отношения определяют черты характера ребенка и влияют на манеру его поведения. Все дальнейшие трудности в обучении и причины неудач во взрослой жизни берут свое начало из условий пребывания ребенка в семье. По мнению Л.И.Новиковой, «воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности» [42, с.207]. Это определение абсолютно справедливо и в отношении семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается «стиль отношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком….» [14, c.71]. Именно от характера взаимоотношений родителей с ребенком во-многом зависит его жизненный путь. Ребенок с младенчества учится на их примере, впитывает то, как родители относятся к нему и друг к другу. В дальнейшем все это отразится на его предпочтениях и успешности в жизни. Семья, будучи неким прототипом общества, воздействует на развитие системы социальных установок и индивидуальных черт ребенка: учит соблюдать правила (законы), демонстрирует последствия нарушения этих законов и способы поощрения за «хорошее» поведение [29, с.16]. Однако, в отличие от социального, по продолжительности воздействия семейное воспитание более длительное: оно начинается с самого рождения ребенка и распространяется на всю жизнь человека. Особую значимость стиль воспитания приобретает в младшем школьном возрасте, ведь этот период является фундаментальным для зарождения новой личности, формирования ее духовности, морального облика, обучения нормам общественной жизни. Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я.Варги, А.С.Спиваковской, В.В.Столина и педагогов М.И.Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др. Именно в раннем детстве члены семьи закладывают своим отношением основы индивидуальности ребенка, формируют у него свои собственные мировоззренческие представления. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и вариативнее оказываются применяемые стили воспитания. Поэтому к поступлению в начальную школу ребенок оказывается более чем наполовину сформирован как личность. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущего нравственного поведения, происходит усвоение этических норм и правил поведения, начинает формироваться социальная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями, и это обязательно должно учитываться и родителями и педагогами, тесно взаимодействующими с ребенком. Вопросы воспитания учащихся начальных классов в школе рассмотрены в работах Е.В.Брянцевой, Е.Н.Степанова, Л.М.Лузиной, А.Я.Данилюк, А.М.Кондакова и др. Главными источниками влияния на младшего школьника является не только семья, но и школа. Однако ни первая, ни вторая по отдельности не представляют всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому процесс воспитания детей данного возраста предполагает объединение усилий всех заинтересованных сторон. Однако надо учитывать, что это принесет свои плоды только при организации тесного взаимодействия семьи и школы в процессе воспитании детей. Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась такими отечественными учеными-психологами как М.О.Ермихина, В.И.Гарбузов, А.В.Петровский, Н.Е.Продиблох, Т.А.Маркова, Г.Г.Филиппова, Р.В.Овчарова и учеными-педагогами В.М.Минияровым, Н.Е.Щурковой, А.Г.Харчевым, О.А.Щекиной и др. Несмотря на большую исследовательскую деятельность в данном вопросе, в педагогической теории и практике возникает необходимость в устранении противоречий между воспитательными процессами в семье и в школе. Для этого необходимо исследовать и определить степень влияния семейного воспитания на становление личности детей, начиная с младших классов. Проблема исследования: недостаточная глубина теоретических и практических рекомендаций по вопросу семейного воспитания и его влияния на личность ребенка. Цель исследования: экспериментально подтвердить влияние стиля семейного воспитания на развитие личности обучающихся начальных классов и разработать рекомендации для педагогов и родителей. Объект исследования: развитие личности учеников начальных классов. Предмет исследования: зависимость становления личности учеников младших классов от стиля семейного воспитания. Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что восприятие ребенком окружающего мира и собственной личности зависит от отношения к нему окружающих. В частности, для полноценного развития личности у ребенка младшего школьного возраста должны возникнуть положительные отношения и психологическая близость с кем-то из своего ближайшего окружения, в первую очередь, в семье. Задачи: -изучить и проанализировать психолого-педагогогическую, методическую литературу по теме стилей семейного воспитания и их влияния на развитие личности ребенка; - раскрыть понятие и сущность стилей семейного воспитания и их роль в формировании личности ребенка; - рассмотреть особенности учебной деятельности обучающихся начальных классов; - изучить методы и методики эмпирических исследований вопроса развития личности младших дошкольников; - провести практические исследования связи стиля семейного воспитания на развитие личности обучающихся начальных классов; - разработать рекомендации по соблюдению необходимых семейных условий для успешного развития детей указанного возраста. Методы исследования: • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; • анкетирование, тестирование по опроснику ОРО (Опросник родительского отношения, В.В. Столин и А.Я. Варга); • контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты; • качественный и количественный анализ результатов исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана и апробирована программа взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов, которая может быть использована педагогами младших классов. База исследования: СОШ № 4 им. Ивана Черных, г.Томск, ул.Лебедева, д.6. В эксперименте приняли участие 28 человек. (4-й класс). Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие и теоретическая проработка данной темы в научной литературе, обусловленные взаимосвязями типов семьи с рассматриваемой возрастной категорией детей, а также особенностями младших школьников в плане обучения. Вторая глава содержит применение методов и методик на практике, результаты эмпирического исследования и рекомендации по данному вопросу. В заключении подводятся итоги теоретического и практического исследования.