ВВЕДЕНИЕ 3 1 Сознание – ведущий компонент психической деятельности человека 6 1.1 Исследования сознания в психологии 6 1.2 Материализм и идеализм в психологии 11 Выводы к Главе 1…………………………………………………………………...18 2 Психология сознания 19 2.1 Проблема сознания в современной психологии 19 2.2 Материалистические и идеалистические исследования на пути решения проблемы человеческого сознания 27 Выводы к Главе 2 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39  

Решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических и материалистических исследованиях

курсовая работа
Психология
40 страниц
64% уникальность
2021 год
26 просмотров
.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Сознание – ведущий компонент психической деятельности человека 6 1.1 Исследования сознания в психологии 6 1.2 Материализм и идеализм в психологии 11 Выводы к Главе 1…………………………………………………………………...18 2 Психология сознания 19 2.1 Проблема сознания в современной психологии 19 2.2 Материалистические и идеалистические исследования на пути решения проблемы человеческого сознания 27 Выводы к Главе 2 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39  
Читать дальше
Актуальность исследования: С древних времен ученых интересует сознание, как научная проблема. Изначально данным понятием и проблематикой интересовались ученые гуманитарных наук, зато в нынешнее время интерес появился и в естественно-научной сфере знаний. Совпадение проблемного поля в разных науках подтверждает тот факт, что, по мнению ряда ученых, некоторые проблемы едины, только рассматриваются они в особых проекциях, в зависимости от объектов и предметов исследования в определенных науках. Изучение сознания является довольно сложной задачей вследствие нематериальной природы данного явления, а также сложности понятия как такового. Несомненно, в настоящее время наука уже может дать ответы на некоторые вопросы, но многие проблемы, связанные с сознанием, интерпретируемым идеалистическими и материалистическими исследованиями, пока не находят ответа. Дать определение человеческому сознанию, которое устраивало бы всех, или хотя бы большую часть ученых, до сих пор не удавалось, неоднозначны даже те интерпретации, которые существуют внутри одной науки. Некоторые исследователи считают, что сознание существует на клеточном уровне, а это значит, что сознанием тогда обладают все живые существа на планете, и, что немаловажно, сознание человека в этом случае не сосредоточено в мозгу, а рассеянно по всему организму. Так как выяснить данное обстоятельство не представляется возможным без привлечения высокоразвитой техники, то этот вопрос мы оставим без ответа. Несмотря на сложность и идеальность содержания понятия сознания, существуют и альтернативные версии. Мы, тем не менее, попытаемся проанализировать исследования, проводимые в психологии в идеалистическом и материалистическом направлении.


На Work5 заказать курсовую срочно в Иркутске - не проблема.


Цель работы: рассмотреть пути решения проблемы развития сознания в идеалистических и материалистических исследованиях. Различные подходы к определению и описанию уровней сознания представлены в концепциях В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка и др. Важнейшие теории в истолковании человеческого сознания в материалистическом направлении принадлежат - Р. Декарту, Т. Гоббсу, Б. Спинозе, в идеалистическом направлении - Платону, Плотину, Августину. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась советская психология. Большой вклад в разрешение проблемы сознания внес Л.С. Выготский (культурно-историческая теория развития поведения и психики человека) и А.Н. Леонтьев. Объектом исследования является человеческое сознание. Предмет исследования: проблемы развития человеческого сознания в идеалистических и материалистических исследованиях. Материализм и идеализм в доказательствах своей правды становились все более изощренными с развитием человечества в целом и с развитием самой науки, философии в частности. Мы помним великих материалистов: Эпикура, Лукреция Кара, Бойля, Вольтера, Фейербаха. И, конечно же, их список венчают К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Также помним и великих идеалистов: Платона, Декарта, Беркли, Юма, Лейбница. И, конечно же, над ними всеми возвышается гениальная фигура Гегеля. Задачи исследования:  дать определение человеческого сознания;  раскрыть направления материализма и идеализма;  теоретически обосновать проблемы современной психологии;  рассмотреть пути решения проблемы развития сознания в идеалистических и материалистических исследованиях Методы исследования: теоретический и эмпирический метод, анализ и синтез. Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы к ним, общие выводы, список литературы (15). Общий объем работы 40 страниц. Во введении раскрывается актуальность темы диссертационной работы, состояние научной разработанности темы, объект, предмет, цель, основные задачи исследования, теоретическая, методологическая база работы и структура квалификационной работы.  

Читать дальше
Сознание — огромное поле для исследований. В настоящее время ученые не могут прийти к единому мнению, что такое «сознание». Но в определении разных исследователей есть общие моменты. По мнению некоторых ученых, это понятие имеет несколько вариантов толкования. В основе сознания лежат религиозные и духовные определения. Выделяют два направления в развитии человеческого сознания: материалистическое и идеалистическое. Взгляды идеалистов:  Первичным идеалисты считали духовное начало, вторичным материю. Духовное начало существует вечно, независимо от материи. Материю составил бог, и она появилась позже.  Идеалисты отрицают зависимость психики от организма, от нервной системы человека.  Психические явления считают проявлениями души.  Психика, по их мнению, не познаваема.  Психика передается по наследству. Взгляды материалистов:  Вещественный мир существует вечно.  Материя первична, а психика вторична и является порождением материи.  Психика – это результат длительного развития материи, свойство мозга.  Психика познаваема.  Психические процессы и свойства личности не передаются по наследству. На протяжении всей истории развития психологии происходила борьба между материалистическими и идеологическими взглядами. Научное учение о происхождении и сущности психики развивается на основе теории отражения. Согласно этой теории – психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающейся в способности этой материи отражать окружающий мир. Отражение человеком объектов и явлений объективной действительности происходит с помощью психики. Психика – есть результат отражения или само отражение. Способность отражать окружающий мир – совершенно необходимое условие. Эта способность дает человеку возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих интересах. Отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира. Итак, психика является функцией высокообразованной материи – мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира. По происхождению психика есть продукт работы мозга. По содержанию психика есть отражение внешнего мира. Полемика материализма и идеализма – проблемное поле, на котором до сих пор разворачивается (и, видимо, всегда будет разворачиваться) борьба аргументов, мнений, гипотез. Но в этой полемике (а не во всеобщем признании той или иной точки зрения как единственно истинной) контуры сознания будут приобретать все большую резкость, а человек сможет продвинуться вперед в решении жизненно важной задачи, поставленной на заре развития философии, – «познания самого себя». «Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому – дети, воспитанные животными, или необученные слепоглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксируется). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное – включает в себя полезные элементы научного знания. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности есть познание этой действительности. Современная психология придерживается материалистических взглядов.  
Читать дальше
1. Акопов А.В. Проблема сознания в современной психологии/А.В. Акопов/ Методология и история психологии. – 2007. Том 2. Выпуск 3. – с. 43. 2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс // Экспериментальная психологика. – Т. 1. СПб, – 2000. – 27 с. 3. Асмус В.Ф. Аристотель. Сочинения в четырёх томах/ Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. М.: «Мысль», – 1976. – 550 с. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / под редакцией А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. – М.: Издательство Академии педагогических наук, – 1960. – 60 с. 5. Гоббс Т. Основы философии часть вторая. О человеке / пер. А. Гутермана // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2-х т. / ред. и вступ. ст. В. В. Соколова. – 545с. 6. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета/В.П. Зинченко – М.: 2000. – с. 128. 7. Платон. Собр. соч.: в 3-х т. – М.: Мысль, –1970. –Т. 2. – 611 с. 8. Казаченко О.В. Изучение проблемы сознания в парадигме наук: психологии, философии//О.В.Казанченко М., с. 7–16. 9. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, –1985. – 431 с. 10. Культурно-историческая концепция Выготского и ее значение. URL: http://biofile.ru/ psy/11396.html (дата обращения: 24.05.2021г.) 11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность: (Человек. Сознание. Коммуникация). – М.: Диалог-МГУ, –1998. – 352 с. 12. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. –М.: Наука, – 1976. – 60 с. 13. Ленин В. И. Полное собрание сочинений/В.И. Ленин, –М.: Том 18, – 131с. 14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики/ В.Ф. Петренко, 2-е изд., доп. СПб., – 2005. – 114 с. 15. Прист С. Теории сознания / С. Прист ; Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. – М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., –2000. – 287 с. 16. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга: [Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы]/И.М. Сеченов, – Л.: Прибой, –1926. – 123 с. 17. Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические модели и исследования)/Ю.М. Швалб, – Киев, – 2003. – 503-517 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление товарными запасами в коммерческой деятельности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
От сырьевой экономики к цифровой. Помогут ли санкции?
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Макроэкономика
реферат
"Актуальные проблемы реформы системы школьного образования в США"
Количество страниц:
13
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image