Введение 3
Глава 1. Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках химии 5
1.1 Понятие мотивации в психологии 5
1.2 Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 8
1.3 Формирование мотивации обучения на уроках химии 10
1.4 Активизация познавательного интереса на уроках химии 16
Глава 2. Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов 20
2.1 Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии 20
2.2 Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Читать дальше
На данный момент современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Это делается не только для того, чтобы дать новый и более совершенный материал, но и для того, чтобы сделать его более удобным для изучения. Но всё равно учителя сталкиваются, с нежеланием детей учиться. В настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны иметь не только определенный багаж знаний, навыков и умений, но и обладать богатым внутренним потенциалом, способствующему самообразованию в процессе учебной деятельности. По этому, основной задачей учителя в школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Постоянно ведутся поиски методического характера, направленного на повышение общего уровня усвоения материала учебного предмета и преобразование учебного материала в развивающий компонент личности учащегося. Данные разработки направлены на повышение уровня познавательной самостоятельности, решение задач связанных с учебно-познавательными проблемами, которые активизируют процесс обучения. За всем этим стоит стремление педагогов сформировать достаточно устойчивую мотивацию учения, которая станет побуждающей силой процесса учения и обеспечения его результативности.
Представляется актуальным вопрос «что побуждает процесс учения»? Важно при этом учитывать, что под учением понимается не просто процесс овладения знаниями, но и умение их применения.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.
Таким образом, в ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проведено комплексное психолого-педагогическое исследование, результатом которого стала оценка уровня сформированности мотивации школьников 9-х предпрофильных классов к изучению химии.
2. Разработана методика анкетирования и анкета для школьников 9-х предпрофильных классов, позволяющая оценить уровень сформированности мотивации к изучению химии, а также выявить степень значимости влияния педагогических условий на формирование мотивации.
3. Разработана инструкция беседы с учителем, позволяющая оценить составляющие компоненты одного из важнейших педагогических факторов – роли личностных и профессиональных качеств учителя.
4. Показано, что большинство учащихся имеют средний уровень мотивации к изучению химии и имеют, в основном, оценку по химии «5» или «4»; несколько меньшее число учащихся имеют низкий уровень развития мотивации к изучению химии и имеют оценку «4» или «3»; учащихся с высоким уровнем развития мотивации довольно мало.
5. Выявлено, что учащиеся предпрофильных классов всех трех уровней мотивации в качестве наиболее значимого фактора выделяют роль личностных и профессиональных качеств учителя.
6. Показано, что при рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации у учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины.
Читать дальше
1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности / Белицкая Г.Э. -– М., 2015. – 524 с.
2. Белов П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся / Белов П.С.- ХвШ, 2019. – 264 с.
3. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика / Брейгер Л.М., Глинская П.В. - Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития / Выготский Л.С. – М., «Просвещение», 2016. – 258 с.
5. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии / Габриелян О.С., Краснова В.Г. – ХвШ, 2017. – 216 с.
6. Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Карпов Г.М. Наш подход к формированию химико-экологической компетентности / Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Карпов Г.М. – ХвШ, 2018. – 258 с.
7. Заграничная Н.А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности / Заграничная Н.А. – ХвШ, 2018. – 231 с.
8. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. / Кульневич А.Н. - ТЦ «Учитель», 2011. – 415 с.
9. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / Третьяков П.И. – М., 2018. – 414 с.
10. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе / Третьяков П.И., Сенновский И.Б. – М., «Новая школа», 2016. – 200 с.
11. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя / Тучкова Т.У. – М., ЦГЛ, АПК, ПРО, 2018. – 324 с.
12. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у учащихся подросткового возраста / Цветаева А.Т., Сенцов С.В. – М., «Новая волна», 2011. – 234 с.
Читать дальше