Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры 5
1.1. Определение основных понятий проблемы развития коммуникативных умений 5
1.2. Театрализация как вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста 8
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр 16
2.1. Организация, методы и результаты исследования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Проект по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализации 24
Заключение 29
Список литературы 30
Приложения 32
Читать дальше
Коммуникативные умения – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Рассмотрев онтогенез формирования коммуникативных навыков, можно сказать, что познание ребенком навыка общения, осуществляется на всем протяжении дошкольного возраста. Его зарождение происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок–взрослый, далее коммуникативные навыки развиваются и реализуются в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления коммуникативных навыков могут привести к недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента выявили, что у большинства испытуемых отмечаются следующие особенности: зачастую им недостает гибкости и спонтанности в сфере социального взаимодействия, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны речевые стереотипии, что мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинированию и созданию новых образов.
В театрализованных играх происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В театрализованной игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
2. Атаманова, А.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры-драматизации [Текст] / А.Ю. Атаманова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 8(52). URL: https://sibac.info/journal/student/52/133653 (дата обращения: 3.06.2021).
3. Бориснев, С.В. Социология коммуникации [Текст] / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 270 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев Москва: Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с.
5. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2015. – 118 с.
6. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] /Л. А. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 4-55.
7. Зверева, О. Л. Игра-драматизация: воспитание детей в игре [Текст] / О. Л. Зверева. – М. : Просвещение, 2014. – 78 с.
8. Лисина, М.П. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.П. Лисина - Москва-Воронеж, 2011. – 383с.
9. Леонтьев, A.A. Психология общения [Текст] / A.A. Леонтьев -2-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл, 2015. – 365 с.
10. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст] / Л.Я.Лозован. 2016 – 139 с.
11. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
12. Мясищев, В.Н. Способности и потребности [Текст] / В.Н. Мясищев М.: Просвещение, 2015.- 111 с.
13. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. – 126 с.
14. Охлопкова, М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Охлопкова // Педагогическое мастерство: Материалы III междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2013. – С. 8-52.
15. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 12-69.
16. Сорокина, Н.А. Изучение общения детей с разным уровнем речевого развития в рамках коммуникативного направления [Текст] / Н.А. Сорокина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 3-34.
17. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –160 с.
18. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 2011. – 140 с.
19. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар [Текст] / Э.Г. Чурилова. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2014. – 160с.
Читать дальше