В результате проделанной работы решены следующие задачи: проведен теоретический анализ научных школ и направлений, изучающих механизмы психологических защит. На теоретической основе одного из научных направлений (по выбору) проведено эмпирическое исследование механизмов психологической защиты у курсантов военных вузов. Разработаны практические рекомендации по сохранению и поддержанию психического здоровья курсантов, посредством гармонизации их психологических защит.
Важная проблема военной психологии - исследование функционирования и развития психических процессов личности воина в условиях военной деятельности. Существенным задачей является также изучение их проявлений в боевой обстановке и разработке соответствующих рекомендаций для командиров с целью эффективного управления подразделениями во время выполнения ими различных боевых задач.
Познавательные процессы - это составляющие любой человеческой деятельности, в том числе и военной, обеспечивающих ту или иную ее эффективность. Они дают возможность военнослужащему заранее выбирать цель, план и содержание будущей боевой деятельности, предвидеть ход этой деятельности, прогнозировать результаты своих действий и руководить ими по мере их выполнения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы младенца сначала неосознанные, инстинктивные, потом ребенок учится ими управлять. Этот процесс продолжается и в течение военной службы. Поэтому глубокие знания закономерностей проявления психических познавательных процессов помогают офицеру целенаправленно организовывать учебно-воспитательный процесс в подразделении, эффективно управлять учения, воспитанием и самовоспитанием подчиненных.
Таким образом, офицер должен четко уяснить, -: что психические познавательные процессы формируются в деятельности, а врожденными могут быть только задатки как предпосылки или условия развития способностей. Поэтому при организации военно-педагогического процесса в подразделении он должен учитывать основные закономерности функционирования и развития познавательных процессов, к которым относятся ощущения, восприятия, внимание, представление, память, мышление, речь и воображение.
В психологии каждый из этих процессов изучается и рассматривается отдельно от других, но не потому, что развиваются они независимо друг от друга, а только с целью более глубокого их изучения и рассмотрения. Но в действительности все эти процессы органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них влияет на ход других и без них невозможен. Так, ощущение входят в восприятие, которое невозможно без определенного уровня мышления, а процесс мышления пронизывает процессы памяти, представления. Все это объясняется тем, что воспринимают не органы чувств, а человек, который мыслит; вспоминает, представляет не мозг, а личность.
Трудная ситуация – ситуация, в которой человек не в состоянии удовлетворять свои жизненные потребности посредством схем и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни, по причине внешних воздействий или внутренних изменений. Трудная ситуация нарушает адаптацию человека, однако при конструктивном ее проживании может способствовать повышению осмысленности жизни и социальной зрелости . В научной литературе к трудным жизненным ситуациям, зачастую, относят и критические, и стрессовые, и экстремальные ситуации. Встречаются и другие термины, такие как эксквизитные ситуации, трансординарные ситуации. Рассмотрим, чем обусловлены трудные ситуации в профессиональной жизни военнослужащих.
В обыденном сознании слово «военный» ассоциируется с такими качествами, как самообладание, смелость и выдержка. Ведь несение службы связано с необходимостью работы в режиме большого напряжения и самоотдачи, высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни, значительными физическими и морально-психическими нагрузками, высокой ответственности. Воинская служба требует от личности психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, в условиях, когда необходимо принимать ответственные решения в условиях неопределённости и риска, диктует повышенные требования к стрессоустойчивости и адаптационным способностям .
Воинская служба даже в обычных условиях подразумевает наличие определенных стрессовых факторов. Так, воинская служба предусматривает жесткую дисциплину, выполнение приказов, внутренний распорядок, четкую регламентацию обязанностей и прав личного состава, соблюдение которых не всегда и не всем военнослужащим дается легко. Зачастую трудные ситуации обусловлены отношениями в воинском коллективе. В воинских подразделениях существует, помимо официальной, неофициальная структура, которая образуется на основе общих интересов, симпатий военнослужащих. В том случае, если личный состав коллектива периодически меняется, в его структуре происходят изменения, идет процесс переопределения внутриколлективных позиций и ролей, образование новых отношений и связей. Это может обуславливать значительную напряженность в жизни военнослужащих.
Но все чаще перед военнослужащими ставятся сложные и ответственные задачи, решать которые приходится в экстремальных условиях. Попадая в экстремальные ситуации при несении воинской службы, сотрудники без необходимых профессионально значимых, личностных, психологических качеств могут нанести непоправимый вред обществу, государству, да и самим себе .
Рассматривая психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий, подразделяют копинг-ресурсы на макросоциальные (юридические, социальные нормы, структуры, системы воспитания и др.), микросоциальные (семья, друзья, коллеги) и личностные (Я-концепция, мотивация, уровень развития морального сознания, рефлексивность, локус контроля; стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, когнитивные, типологические, регуляторные качества, профессиональная подготовленность, опыт, умения, навыки). На специфику копинг-стратегий военнослужащих влияют также гендерные и половые факторы .
Современный процесс включения женщин в военную систему происходит с возрастающей силой. Приток женщин в армию позволит во многом разрешить проблемы ее комплектования. Однако интеграция женщин в вооруженные силы ставит перед психологами новые задачи. Для их решения необходимо учитывать, что Россия обладает исторически сложившимися социокультурными особенностями, влияющими на институты общества, включая и армию. Стремление реализовать в Российской армии равный подход в отношении мужчины и женщины, скорее всего, невозможен. И происходит это не из-за дискриминации женщин или феминизации мужчин, а в силу традиций русского народа – уважения к женщине, стремления ее оберегать и защищать при одновременном уважении к ее духовной силе, энергии, способности эффективно действовать в трудных ситуациях и защищать свой очаг и семью – «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Несмотря на стремление женщин показать свои способности к выполнению учебно-боевых задач наравне с мужчинами, физические данные у них ниже, а последствия экстремальных нагрузок для их организма порой необратимы. Возможно, миссию женщин в армии необходимо рассматривать, исходя из учета сильных сторон женской психики – ответственности, внутреннего интеллекта, внимательности, усидчивости, педантичности, аккуратности, дисциплинированности, хозяйственности, способности стратегически мыслить, уходить от конфликтов .
Россия использует свой опыт и опыт других стран для наиболее оптимального применения и сохранения наиболее квалифицированных кадров среди женщин военнослужащих, самые эффективные формы привлечения женщин на военную службу с учетом их физиологических и морально-психологических особенностей, современные методы повышения их профессионально-квалификационного уровня. Для успешной реализации данного процесса необходимо уделять внимание формированию адаптивного копинг поведения военнослужащих.
Служебно-боевая деятельность на границе вызывает у воинов определенные психические состояния: положительные, способствующие деятельности, или отрицательные, наоборот, затрудняющие ее. Специфичность, особенность пограничной обстановки, под воздействием которой возникают те или иные психические состояния, складываются из различных факторов. Прежде всего, это наличие опасности, сложность и изменчивость обстановки, малочисленный состав пограничных нарядов, время года, суток, климатические условия, характер местности и др. Деятельность воина-пограничника немыслима без осознания и переживания высокой личной и моральной ответственности за охрану государственной границы.