Собираетесь заказать дипломную работу во Владивостоке ? Work5 поможет вам в этом.
Вместе с тем, необходимо отметить высокую степень зависимости экономики Таджикистана от денежных переводов таджикских трудовых мигрантов. В 2013 году соотношение денежных переводов к ВВП Таджикистана находилось на уровне 49%, в 2018 году страна по этому показателю заняла третье место в мире (31%) после Тонги – 35,2% и соседней Киргизии – 33,6% . В 2019 году, согласно данным Национального банка Таджикистана, трудовые мигранты перевели в республику из России свыше 2,7 млрд. долларов США. Хотя некоторые официальные лица в Таджикистане утверждают о значительном уменьшении зависимости экономики страны от денежных переводов, тем не менее эти перечисления мигрантов являются одним из основных источников дохода республики . По разным подсчетам, около 70% таджикских семей живут за счет таких переводов. Значительная зависимость от зарубежных денежных переводов повышает степень уязвимости экономики и социальной стабильности Таджикистана перед колебаниями в экономике ключевых стран – дестинаций таджикских мигрантов. В первую очередь, речь идет о России, где работает основная масса (по разным оценкам, более 1 млн.) таджикских трудовых мигрантов. В связи с пандемией COVID-19 многие трудовые мигранты из Таджикистана в России лишились источников дохода. Произошел ожидаемый спад денежных перечислений в Таджикистан, который за первый квартал текущего года составил 22,3%. Специалисты Всемирного банка уверены, что в 2020 году объем денежных переводов трудовых мигрантов сократится на 20% в общемировом масштабе, а из России в Таджикистан такое падение составит около 28%. Из-за инфляции и сокращения объема денежных переводов ожидается рост цен на импортные товары и продовольствие, что станет ощутимым ударом для населения Таджикистана, учитывая то, что республика импортирует 60% продовольствия. За последние четыре года в Таджикистане наблюдается тенденция подорожания основных продуктов питания, а пандемия коронавируса усилила этот тренд . В таких условиях обостряются социальные проблемы, возникает риск роста уровня бедности, в борьбе с которой Таджикистан последние годы добивался хороших результатов. Проблема бедности является одной из острых социально-экономических проблем Таджикистана, определяющая ограниченность доступа значительного сегмента населения к ресурсам саморазвития, таких как качественное образование и здравоохранения, возможности благополучной социализации молодого поколения, получения достойной работы и т.д . В 1999 году уровень бедности в стране достигал 81%. Последовательная работа по искоренению данного явления в сотрудничестве с международными государственными и негосударственными акторами позволили республике добиться значительного улучшения ситуации. По данным Всемирного банка, в 2012-2018 гг. уровень бедности в стране снизился на 10 процентных пунктов, с 37,4% до 27,4%. К таким показателям, однако, надо апеллировать с определёнными оговорками, так как взаимосвязь между экономическим ростом и сокращением бедности не является постоянной. Важным является то, каким образом результаты экономического роста распределяется между населением. Более того, в условиях Таджикистана показатели бедности варьируются в зависимости от сезона, так как бедность измеряется на основе потребления домохозяйств, зависящее от различных источников дохода – реализации сельхозпродукции, заработной платы и денежных переводов трудовых мигрантов . Глобальные изменения, происходящие в начале третьей декады ХХ1 в., внесли коррективы на реализацию национальный стратегий развития и на геополитические процессы в Центральной Азии. Воздействие пандемии коронавируса стало серьезным испытанием для устойчивого развития Таджикистана в 2020 г. В связи с пандемией коронавируса Таджикистан, как и многие страны мира, выбрал практику определенной изоляции от окружающих государств. В Таджикистане в целях противодействия пандемии избрали «мягкий» режим «самоизоляции», перекрыв границы, прекратив воздушные и железнодорожные перевозки . Распространение пандемии в Таджикистане привело к определенному ослаблению имеющихся связей промышленного и сельскохозяйственного производств и поставок товаров, перерыву работ гражданских авиа-и железнодорожной коммуникации, сферы туризма и т.д. Закрытие границ уже привело к подорожанию продуктов питания и основных промышленных товаров, а из-за введенных карантинных мер в странах традиционного пребывания трудовых мигрантов упал приток денежных переводов . В ближайшей перспективе Таджикистану, также как и другим государствам Центральной Азии, основные усилия придется прилагать не только для реализации Национальной стратегии развития, но и на преодоление кризиса до и после пандемии. Принятая в Таджикистане в декабре 2016 г. «Национальная Стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.», для успешной реализации требует значительных ресурсов. Между тем, Таджикистаном взят старт на вторичную индустриализацию и четвертой стратегической целью государства является становление индустриально-аграрной страной к 2030 г . Степень изученности проблемы представлена работами следующих авторов: Алиева Р.Р., Алимов Б.Х., Абдрахманов А.Т., Винокуров Е., Лаврова Н., Петренко В., Винокуров Е., Дробницкий Д., Захватов А., Лянной В.А., Иванов А., Муллоджанов П., Нурмахматов Д., Панфилова В., Роенко В. В работах представленных авторов раскрывается современное геополитическое и социально-экономическое положение Республики Таджикистан, а также направления взаимодействия Республики Таджикистан и России. Но, мало внимания уделяется проблемным аспектам указанного взаимодействия и дальнейшим путям развития отношений между представленными странами. Цель исследования – проанализировать таджикско-российские отношения. Задачи исследования: - рассмотреть историю отношений между Россией и Таджикистаном; - раскрыть правовые основы отношений РФ и Таджикистана; - проанализировать сотрудничество в политической сфере; - охарактеризовать сотрудничество в экономической сфере; - выявить сложности в отношениях между РФ и Таджикистаном; - представить меры по дальнейшему развитию отношений между РФ и Таджикистаном. Объектом исследования являются международные отношения. Предмет исследования - таджикско-российские отношения. Хронологические рамки – с 1991 года по 2021 год. Территориальные рамки – Республика Таджикистан и Российская Федерация. Источниковая база исследования включает в себя положения нормативно-правовых актов, материалы научной литературы, материалы интернет-ресурсов. В работе использованы общенаучные, а также частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и процессов. По структуре работа включает введение, три главы, заключение, а также список использованной литературы. В первой главе дается общая характеристика отношений между Россией и Таджикистаном. В рамках второй главы раскрываются отдельные направления взаимоотношений данных стран. Третья глава посвящена проблем взаимоотношений России и Таджикистана. Работа выполнена на 95 страницах. Список использованной литературы включает в себя 50 источников.