Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, которое возникло в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Относительно осмотра места происшествия можно сделать следующие выводы, во-первых, осмотр места ДТП необходимо производить с учетом обстановки, предшествовавшей и сопутствовавшей возникновению аварийной ситуации; во-вторых, состав следственно-оперативной группы должен включать специалиста-автотехника, специалиста-криминалиста, судебно-медицинского эксперта, работника уголовного розыска, понятых; в- третьих, для осуществления качественного осмотра необходимо следователей обеспечить комплектами технических средств осмотра места автодорожного происшествия, приборами точной фиксации данных, необходимых для проведения автотехнической экспертизы.
Особенности получения и оценки свидетельских показаний обусловлены спецификой самого наблюдаемого происшествия. Сложный механизм совершения ДТП, происходящий, как правило, на высокой скорости, искажает восприятие наблюдателя. И это необходимо учитывать при расследовании. То есть, если показания нескольких свидетелей по одним и тем же фактам не совпадают - это еще не значит, что кто-то дает ложные. Каждое показание субъективно может быть правдивым. В этом случае следователю необходимо совместно с допрашиваемыми провести анализ показаний.
Для проверки соответствия данных, содержащихся в показаниях, с другими доказательствами происходит сопоставление с уже имеющимися доказательствами. Если показания соответствуют хорошо проверенным доказательствам, то можно сделать вывод о достоверности показаний (а, следовательно, и их правдивости). При отсутствии соответствия можно сделать вывод о недоброкачественности показаний. Если к моменту допроса недостаточно имеющихся доказательств о том или ином обстоятельстве, следует осторожно отнестись к оценке полученных показаний.
Типичными объектами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются: часть улицы (дороги) и прилегающей к нему обстановки; труп; транспортное средство; следы действий по сокрытию происшествия.
В ходе осмотра места происшествия следователю необходимо установить и зафиксировать: 1) точное место ДТП (населенный пункт, улицу, номер ближайшего к ДТП строения, расстояния от осевой линии, обочины, тротуара и т.д.);
2) расположение транспортных средств (транспортного средства) на месте происшествия, а при наличии жертв – местоположение трупа;
3) следы торможения, наличие отломанных или утерянных деталей транспорта, следы волочения потерпевшего и т.п.;
4) тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий, грунт и др.)
5) эксплуатационное состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, заснеженное, обледеневшее);
6) дефекты дорожного покрытия, наличие ограждений;
7) профиль пути (горизонтальный профиль, спуск, подъем);
8) условия освещенности дороги;
9) ширину проезжей части дороги (улицы), а при двустороннем движении – ширину проезжей части каждой стороны дороги (улицы) с обозначением резервной зоны, если таковая имеется;
10) наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т. д.
11) наличие и расположение дорожных знаков, разметки проезжей части дороги (улицы), светофорных объектов, пешеходных переходов, подземных переходов (тоннелей), островков безопасности;
12) внешнее окружение (строения, деревья и др.).
К следам, имеющим значение при расследовании уголовного дела по делам рассматриваемой категории относятся следы, оставленные транспортным средством (следы торможения, заноса, юза и т.д), отломанные части транспортного средства, следы биологического происхождения (кровь и др), само транспортное средство, следы, оставленные на самом потерпевшем и его одежде и т.д.
Производство судебной экспертизы при расследовании дорожно- транспортных преступлений является крайне обязательным. К числу судебных экспертиз, проводимых в ходе расследования указанной категории преступлений относятся: судебно-медицинская; трасологическая, дактилоскопическая; биологическая экспертиза; судебно-почвоведческая; автотехническая; экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; стекла и изделий из него и др.
При производстве автотехнической экспертизы исследуются: обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; техническое состояние деталей и узлов транспортных средств; следы столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; маркировочные обозначения транспортных средств.