Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения структурно-семантических свойств метафор в художественных текстах 6 1.1. Понятие «художественная метафора» 6 1.2. Структурные свойства метафор в художественных текстах 11 1.3. Семантические свойства метафор в художественных текстах 14 2. Анализ структурно-семантически свойств метафор в художественных текстах Дины Рубиной на примере произведений «Белые лошади» и «Ангельский рожок» 18 2.1. Структурно-семантическая нагрузка метафор в произведениях 18 2.2. Структурно-семантические свойства метафор в произведениях 20 2.3. Классификация метафор по структурно-семантическим свойствам 21 Заключение 25 Список литературы 28

Структурно-семантические свойства метафор в художественных текстах Дины Рубиной (на примере произведений «Белые лошади» и «Ангельский рожок»)

курсовая работа
Языкознание
28 страниц
70% уникальность
2021 год
25 просмотров
Сухенко Т.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения структурно-семантических свойств метафор в художественных текстах 6 1.1. Понятие «художественная метафора» 6 1.2. Структурные свойства метафор в художественных текстах 11 1.3. Семантические свойства метафор в художественных текстах 14 2. Анализ структурно-семантически свойств метафор в художественных текстах Дины Рубиной на примере произведений «Белые лошади» и «Ангельский рожок» 18 2.1. Структурно-семантическая нагрузка метафор в произведениях 18 2.2. Структурно-семантические свойства метафор в произведениях 20 2.3. Классификация метафор по структурно-семантическим свойствам 21 Заключение 25 Список литературы 28
Читать дальше
Метафора – универсальное явление в языке. Ее универсальность проявляется не только в пространстве и во времени, но и в структуре языка и в его семантике. Она присуща всем языкам и во все эпохи; она охватывает разные аспекты языка и проявляется во всех его функциональных разновидностях. Метафора привлекла к себе внимание наблюдателей и исследователей человеческой речи.


Спешите заказать дипломную работу цена в Воронеже вам точно понравится.


Вместе с тем, метафора широко употребляется и в качестве средства создания художественных произведений. В художественном тексте язык является не только средством передачи информации и решения эстетической задачи, но и источником сведений о культуре. Многие исследователи, например А.А. Потебня, М.Н. Кожина и другие, признавали, что метафоричность – важнейшая черта художественного текста и что авторская образная метафора является основой создания. В рамках исследования структурно-семантических свойств метафоры в художественном тексте были выбраны произведения Дины Рубиной «Белые лошади» и «Ангельский рожок». Мир произведений Д. Рубиной настолько разнообразен и причудлив, что объяснить его довольно сложно. А герои, как положительные, так и отрицательные, это такие яркие персонажи, что порой кажется, что они совершенно реальные, живые люди, и автор не придумывает их, а пишет с конкретных людей. В марте 2019 вышла вторая книга новой трилогии «Наполеонов обоз» – «Белые лошади», а в марте 2020 вышла последняя часть трилогии – «Ангельский рожок». Актуальность данной темы обуславливается тем, что анализ метафорических конструкций в художественных текстах Д.Рубиной, определение их структурно-семантических свойств не являлись объектом специального рассмотрения в современной лингвистике. В наше время интерес к метафоре не только не иссяк, но даже увеличился. "Метафора является универсальным орудием мышления и познания мира во всех сферах деятельности. Благодаря ей язык представляет собой постоянную преобразующую систему. Она создает новые смыслы на всех значимых уровнях языковой структуры - на лексическом, синтаксическом и морфемном - и постоянно пополняется, таким образом на лексикон" - писала Телия В.Н. В художественном тексте язык является не только средством передачи информации и решения эстетической задачи, но и источником сведений о культуре. Многие исследователи, например А.А. Потебня, М.Н. Кожина и другие, признавали, что метафоричность – важнейшая черта художественного текста и что авторская образная метафора является основой создания произведения. В рамках исследования структурно-семантических свойств метафоры в художественном тексте были выбраны произведения Дины Рубиной «Рябиновый клин» и «Белые лошади». Выбор темы курсовой работы обусловлен наличием проблемы изучения структурно-семантических свойств метафоры в произведениях конкретного автора, так как, на наш взгляд, данный аспект исследован не в полном объеме. Этим определяется актуальность нашего исследования. Объектом исследования является метафора в художественном тексте. Предмет исследования: структурно-семантические свойства метафор в романах Д. Рубиной «Белые лошади» и «Ангельский рожок». Целью курсовой работы является выявление структурно-семантических свойств метафор в художественном тексте, на примере произведений Дины Рубиной «Белые лошади» и «Ангельский рожок». Задачи: 1. рассмотреть понятие «художественная метафора»; 2. рассмотреть структурные свойства метафор в художественных текстах (в том числе, в произведениях Д. Рубиной); 3. рассмотреть семантические свойства метафор в художественных текстах (в том числе, в произведениях Д. Рубиной) Результаты этой работы будут представлены в первой главе. 4. Исследовать структурно-семантическую нагрузку метафор в произведениях 5. Охарактеризовать структурно-семантические свойства метафор в произведениях 6. Дать классификацию метафор по структурно-семантическим свойствам. Результаты этой работы будут представлены во второй главе.

Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: выявление структурно-семантических свойств метафор в художественном тексте, на примере произведений Дины Рубиной «Белые лошади» и «Ангельский рожок». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи: - рассмотрено понятие «художественная метафора»; - рассмотрены структурные свойства метафор в художественных текстах (в том числе, в произведениях Д. Рубиной); - рассмотрены семантические свойства метафор в художественных текстах (в том числе, в произведениях Д. Рубиной); - исследована структурно-семантическая нагрузка метафор в произведениях; - охарактеризованы структурно-семантические свойства метафор в произведениях; - дана классификация метафор по структурно-семантическим свойствам. По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы: Дина Рубина – новатор в области прозы, активно ищущий новые формы и приемы. Так, роман «Синдикат» она позиционирует как «роман-комикс», а новейшие трилогии 2000-х – 2010-х гг. можно охарактеризовать как «трилогии-сериалы», в которых используется кинематографический принцип «склейки». Попытки использовать такую «склейку» впервые предпринимались автором еще в 1990-х годах, затем она все чаще прибегала к монтажу различных смысловых планов, пробуя разные техники варьирования временны́х и пространственных планов в «Людях воздуха» и «Русской канарейке» и в итоге доведя эту технику до оформленного чередования в «Наполеоновом обозе». Вместе с переключением планов дробится и диверсифицируется художественное пространство и время прозы Рубиной: оно становится не линейным, а мозаичным, повторяя логику и семиотику современного кинематографа. Проведенное исследование метода Рубиной, условно названного «монтажной склейкой», позволило сделать следующие выводы: 1. Метод сопряжения различных пространственных и временны́х пластов, подобно палимпсесту, накладывающихся друг на друга, начал формироваться в малых формах прозы Дины Рубиной, в рассказах 1990-х годов. В небольшом прозаическом произведении возникали вставные рассказы об истории семьи, событиях многолетней давности. Далее метод получил продолжение в автобиографических романах и повестях. 2. В трилогиях Дины Рубиной 2000-х годов метод монтажа получает наиболее полное и разнообразное воплощение, так как соединение различных отрезков времени дополняется соединением разных миров – детства и юности персонажей, чьи личности формировались в крайне различных по своему составу мирах. Наиболее полное воплощение этого метода на сегодняшний день можно найти в трилогии «Наполеонов обоз», представляющей собой историю любви двух неординарных личностей, дополненную историями их становления и историей семьи, сопряженной с историей России. 3. Немотивированные, а зачастую и не выделенные графически переходы повествования от одного плана к другому представляют собой отсылку к так называемому «клиповому мышлению» современного человека – постоянному переключению от одного семиозиса к другому, возникающему за счет использования компьютера, смартфона, социальных сетей и мессенджеров. Также указанный метод можно связать с быстрым переключением планов в современной кинематографии. Перспективы дальнейшего исследования обусловлены возможностью рассмотрения произведений современных писателей через призму кинематографа, что обусловлено двумя факторами: во-первых, частой экранизацией произведений современных авторов («Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной, «Географ глобус пропил» и «Тобол» А. Иванова, «Синдром Петрушки» Д. Рубиной и пр.), которая в итоге может провоцировать автора писать со своеобразным прицелом на продолжение текста в кинематографическом формате. Во-вторых, фильмы и сериалы стали частью современного культурного пространства: в 2000-х годах появился качественный сериал – как отечественный, так и зарубежный, – пришедший на смену латиноамериканским «мыльным операм» 1990-х. Феномен кинематографического переключения планов и кадров в обширном кинотексте стал семиотически значимой частью культуры, нашедшей свое отражение в том числе и в литературном мире. Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Апресян, В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций Текст. / В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания., 2013. № 3. – С. 75-78 2. Арутюнова Н.Д. Введение в переводоведение. Уч. Пос. / И.С. Алексеева – М.: Академия, 2016 – 352 с. 3. Баранов А.Н. Дескрипторная теория метафоры. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 632 с. 4. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Изв. АН. Сер. литературы и языка. — 1997. — Т.56. — № 1. — С. 11–21. 5. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: Сборник. Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. — С. 153–172. 6. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г.О. О языке художественной литературы — М.: Высш. шк., 1991. — С. 32–62. 7. Вольф Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте: Коллективная монография. — М.: Наука, 2018 — С. 52–65 8. Гак В.Г. Метафора. Универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 2018. — С. 11–26. 9. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. — СПб.: Изд. 2-е. — СПбГУ: Филол. факультет, 2019. — 247 с. 10. Журналистика. Общество. Ценности: коллективная монография / Ред.-сост. В. А. Сидоров. — СПб.: Петрополис, 2018. — 220 с. 11. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста: Сб. ст. — М.: Наука, 2019. — С. 113–133. 12. Иорданская Л. Н., Мельчук И. А. Коннотация в лингвистической семантике // Wiener Slawistischer Almanach. — 2020. — Bd. 6,. — С. 191–210. 13. Казак М.Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалингвистика. — 2014. — № 1. — С. 65–76. 14. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. — М.: Флинта : Наука, 2016. — 144 с. 15. Которова Е.Г. Семантический объем термина «метафора» // Общее и сопоставительное языкознание / Е.Г. Которова. – 2012. – С. 29–36. 16. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. Сборник. Общ. ред. Н.Д.Арутюновой и М.А. Журинской. — М.: Прогресс, 2018. — С. 358–386. 17. Миллер Д. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры: Сборник. Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. — М.: Прогресс, 2018. — С. 236–284. 18. Стилистика художественной речи / ред. Л. Тарасова. - М.: Калинин, 2020. - 172 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Понятие и сущность права
Количество страниц:
15
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Социальное развитие персонала
Количество страниц:
40
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
Особенности дистанционного обучения в старших классах средней школы
Количество страниц:
65
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image