Доверьте написание магистерской диссертации в Краснодаре профессианалам Work5.
Вместе с тем, смысл понятия «городской текст», до сих пор остается не до конца изученным. Классическим считается подход В. Н. Торопов, который будет рассмотрен в рамках данного исследования. Городской текст занимает в литературном процессе значимое место, поскольку пространство (сема «город» несомненно является пространственной), как и время, входит в одну из ключевых формально-содержательных категорий литературы, введенную классиком российского литературоведения и теории искусства М. М. Бахтиным, – категорию хронотопа. Городской текст играет ключевую роль при формировании пространственной характеристики мира прозаического или поэтического произведения. Также через пространственные образы и их исключительные черты писатели и поэты могут задавать психологические характеристики своих героев, как это было, к примеру, сделано Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души». Образ города занимает одно из наиболее существенных мест и в литературных произведениях модернистов, для которых было особенно важно показать свою индивидуальность и разрыв с традиционными нормами культуры в целом и литературы в частности. ХХ век является эпохой фрагментарного сознания. Модернизм связан и с переменами в сознании человека прошлого столетия, что также находит отражение в пространственных характеристиках литературных произведений данной эпохи. Монтажность произведения как значимая черта литературы модернизма и постмодернизма нашла свое отражение в логике пространства (и том числе в логике пространства города), на основе которой литераторы-модернисты выстраивали пространство в своих книгах. Постмодернизм как искусство об искусстве с его гипертекстами и ориентированностью на массовость успешно сочетает в себе сознательный демократизм и черты элитарности (такова, например, точка зрения Ролана Барта), что находит свое отражение и в городском тексте. Как известно, постмодернисты отводили важное место в литературном процессе не столько автору, сколько самому читателю-сотворцу, который наделялся обязанностью достраивать и досоздавать элементы литературного произведения. В особенности это связано с формированием собственного образа города читателями, которые обладают собственным опытом, не известным автору литературного произведения, и вследствие этого создают уникальные сочетания смыслов, которые в современном медиапространстве могут находить выражение благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий (например, можно предположить, что данное сотворчество читателей оказало некоторое влияние на повсеместное распространение и популярность блогов о путешествиях в современной медиасреде). Итак, необходимость уточнения содержания понятия «городской текст» и параметров, которые позволяют охарактеризовать его как литературоведческий термин в современной научной парадигме, а также анализ его отражения в русской и зарубежной литературе реализма, модернизма и постмодернизма как времени интенсивной урбанизации в крупных городах (например, таких, как Петербург и Москва в России), обусловила выбор темы данной выпускной квалификационной работы и составила его актуальность. Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что тема кажется неплохо изученной, есть множество работ таких исследователей, как В. В. Абашев, Н. П. Анциферов, А. А. Базаров, В. Н. Буртонова, Р. Барт, В. А. Викторович, Ю. Р. Горелова, Ю. И. Кагарлицкий, Ю. В. Лобанова, Ю. М. Лотман, А. В. Люликова, Ю. М. Малыгина, Е. М. Мелетинский, Т. В. Рябкова, В. Н. Торопов, а также Joseph Conrad и Robert Louis Stevenson и др., — проблема эволюции «городского текста» от реализма к постмодернизму, проблема влияния «большого стиля» на конкретное состояние «городского текста» еще не ставилась. Объектом работы стали такие литературные произведения, как «Пиковая Дама» А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н. В. Гоголя, «Петербургские сновидения в стихах и прозе» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая, «Москва-Петушки» В. Ерофеева и др., а также избранные (наиболее популярные) литературные туристические маршруты. Предмет — специфика функционирования понятия «городской текст» в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также во внелитературном контексте. Методами исследования являются: - анализ документов; - описание; - сравнительный анализ; - систематизация полученных данных. Цель выпускной квалификационной работы — исследовать особенности городского текста в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также отметить экстралингвистический особенности функционирования данного понятия на примере литературных туристических маршрутов. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: - дать определение понятиям образа города и городского текста; - изучить специфику городского текста в произведениях реализма, и модернизма на примере текстов Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского; - рассмотреть особенности городского текста в произведениях постмодернизма на примере «Сказок старого Вильнюса» Макса Фрая и поэмы «Москва-Петушки» В. Ерофеева; - проанализировать современную интерпретацию образной системы понятия «городской текст»; - сформулировать проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы; - рассмотреть городской текст в контексте урбанистики; - обозначить тенденции и перспективы развития литературных туристических маршрутов на примере блогеров-путеводителей и квестов по городам. Теоретическая и практическая значимость исследования. Поскольку в данном исследовании рассматриваются особенности функционирования понятия городского текста в литературном и во внелитературном контексте, результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа специфики образа города в литературе, а также литературных путешествий в условиях внедрения информационных технологий и трансформации аудитории. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества – филологов и лингвистов, исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, социологии, географии, психологии и др. Структура ВКР представлена введением, описывающим актуальность исследования, тремя главами, разделенными на параграфы, в которых анализируются особенности понятия «городской текст» на примере литературных произведений, а также литературных туристических маршрутов, заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы. Объем работы — 55 страниц.