ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 6 1.1. Анализ понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 .Особенности развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения 12 Глава 2. Методические основы развития связной речи у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20 2.1. Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению с позиции темы исследования 20 2.2.Методика развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения 21 2.3.Упражнений по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Организационно - методические основы развития связнлй речи у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
87% уникальность
2021 год
31 просмотров
Матвеев Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 6 1.1. Анализ понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 .Особенности развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения 12 Глава 2. Методические основы развития связной речи у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20 2.1. Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению с позиции темы исследования 20 2.2.Методика развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения 21 2.3.Упражнений по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Читать дальше
Развитие речи учащихся в свете современных требований школьного образования – это одна из актуальных ее задач, и в первую очередь уроков русского языка и литературного чтения. В Федеральном государственном образовательный стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, введенный в действие с 1.01.2010г.) и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, введенный в действие 29.02.2012г.) отмечено, что младшие школьники должны обладать речевыми навыками, сознательным построением речи, опираясь на соответствующие ситуации.


Если вас интересует написание дипломной работы по менеджменту организации на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.


Навыки речи, которые приобретают младшие школьники в период получения начального образования, являются основой, формирующей языковую личность, так как именно в этот период развития учащиеся сталкиваются с литературным языком, с письменной версией языка, с необходимостью улучшить речь.[3]. Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. Главным фактором для развития связной речи обучающихся является сформированность у младших школьников умений и навыков грамотного построения самостоятельного связного высказывания, опираясь на цели и условия общения, а также на определенную ситуацию. В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую деятельность своих учеников применяются следующие виды работы: - выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением; - выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма; - игры со словами; - использование инсценировок художественных произведений. Связанная речь - высшая форма речевой деятельности, которая является главным компонентом обучении и воспитании. Многие исследователи современности (лингвисты, философы, психологи, социологи, преподаватели) обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры учащихся на уровне начальной школы. Проблемой развития связной речи младших школьников занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Богословский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.В. Юртаев и др. Данные исследователи изучали различные аспекты восприятия речи: восприятие звуков, речевые ошибки, способность к разбору на звуки услышанного слова, это играет ключевую роль в расширении словарного запаса детей и развитии тех участков мозга, которые отвечают за его речевое развитие. Однако, несмотря на повышенный интерес ученых, педагогов и психологов к проблеме речевого развития, уровень речевого развития обучающихся младших школьников недостаточен. Проблема обусловлена тем, что на сегодняшний день овладение связной речью младшими школьниками затруднено по ряду причин: не грамотная речь в семье, недостаточный словарный запас, эмоциональные переживания и т.д. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически скоординированная работа по развитию речи. Одним из способов такой организации является работа по развитию связной речи на уроках литературного чтения. Цель исследования – выявить и экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения. Объект исследования – связная речь младших школьников. Предмет исследования – процесс развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Проанализировать понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе. 2. Изучить особенности развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения 3. Провести анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению с позиции темы исследования 4. Изучить методику развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения 4. .Разработать упражнения по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения. Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, наблюдение. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Читать дальше
Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие учащегося как личности, полностью владеющей устной и письменной речью. Речь - это коммуникативная форма общения, которая исторически сформировалась в процессе материально-трансформирующей деятельности людей и поддерживается языком. Это один из видов общения, который нужен людям в их совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит объектом искусства. Связная речь - это детальное изложение определенного содержания, которое осуществляется логически, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связи с этим, главной задачей речевого развития, становится овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждой возрастной группы, и развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Для ребенка грамотная речь является залогом успешного обучения и развития, способностью полноценно существовать в обществе. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важнейшим условием развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказ литературных произведений, самостоятельные детские композиции развивают образность и выразительность речи, обогащают художественный и речевой опыт детей. В результате анализ программ по литературному чтению выявлены предметные умения, связанные с обучением сочинениям на литературном материале. Выбранные виды сочинений позволяют сформировать программные умения. Анализ учебников по литературному чтению, входящих в состав УМК «Перспектива», «Школа России» и «Школа 2100» показал недостаток упражнений, направленных на формирование речевых умений и организацию непосредственной работы, связанной с обучением сочинениям данного вида. Анализ программ и учебников по литературному чтению Л.Ф. Климановой и В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100») и Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной (УМК «Перспектива»), который позволил выявить предметные умения в области развития связной речи детей и прийти к выводу, что более разнообразная работа по обучению сочинениям по литературным произведениям предполагается в 3, 4 классах. В 1 и 2 классе осуществляется подготовительный этап с помощью специальных упражнений. Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
Нормативные акты 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 2 изд-е, перераб. и доп. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26.11.2010. № 1241, от 22.09.2011. № 2357]. – Москва: Просвещение, 2018. – 31 c. Специальная литература 4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / В.И. Яшина.— Москва: Издательский центр Академия, 2020. - 400 с. 5. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39. 6. Алексеева, М.М. Методика развития речи: монография / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Пресс, 2019. -157 c. 7. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с. 8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. 9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. – Изд. 5, испр. – Издательство "Лабиринт", М., 1999. – 352 с. 10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспит. дет. сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с. 11. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с. 12. Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения: монография / Л.В Горина. - Москва: Знание, 2010. – 76с 13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Изд-во: Речь, 2000. – 310 с. 14. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с. 15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2019. – 214 с. 16. Леднева, И.Ю. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС 17. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 2 изд-е, перераб. и доп. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 18. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с. 19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева // Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с 20. Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей третей Всероссийской интернет- конференции/ Н.В. Чупыгина, Е.А. Тулякова, И.В. Серафимович. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 909c. 21. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / под общ. ред. В. И. Яшиной. ̶ М.: Издательский центр «Академия», 2014. ̶ 448 с. Публикации в переодической печати 22. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39. 23. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сборник методических материалов для администрации, педагогов, школьных психологов / М.Р. Битянова. – Москва: Педагогический поиск, 2017. – 112 с. 24. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. ̶ 2003. ̶ №4. ̶ С. 47-51. 25. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова //Начальная школа. – 2003. - №10. -С.41-44. 26. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству:монография / О.И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с. 27. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: монография / И.В. Прищепова. – СанктПетербург: Питер, 2018. – 24с. 28. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку: монография / Л.П. Нестерова. - Москва: Молодой ученый, 2016. – 828 с. 29. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования: монография / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Начальная школа, 2003. – 423с Электронные ресурсы 30. Насырова, Л.Н. Программы для начальной школы с 1 - 4 класс по УМК «Школа России»/ Л.Н. Насырова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. – 2015. – 1 мая. - https://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2015/05/01/programmy-dlya-nachalnoy-shkoly-s-1-4-klasspo-umk-shkola(дата обращения: 07.08.2021). 31. Лошманова, Т.Н. Рабочие программы. УМК «Начальная школа XXI века». 1-4 класс / Т.Н. Лошманова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. – 2015 . – 17 октября. - https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/10/17/rabochie-programmy-umk-nachalnaya-shkola-xxi-veka1-4-klass(дата обращения: 07.08.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государственная политика доходов населения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное регулирование экономики
курсовая работа
Финансовая возможность выплаты налога в бюджет
Количество страниц:
29
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза
курсовая работа
Финансовое управление текущей деятельностью предприятия»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image