Адаптация персонала является одной из важнейших проблем менеджера. В отличие от западных компаний в России руководители уделяют мало внимание адаптации персонала и не разрабатывают соответствующих программ по адаптации сотрудников. В свою очередь, западные компании по разработке программ для персонала во многом опередили отечественных руководителей.
Так основными целями организации по внедрению системы адаптации персонала на предприятии выступают следующие:
- Развитие у нового сотрудника позитивного настроя на работу, возникновение преданности к компании, удовлетворенности от работы;
- Значительная экономия времени руководителя и действующих сотрудников организации;
- Сокращение текучести кадров;
- Уменьшение величины стартовых издержек.
Говоря об адаптации персонала, в первую очередь следует понимать процесс ознакомления вновь прибывшего сотрудника с деятельностью, осуществляемой организацией и выработкой соответствующей манеры поведения, требуемой окружающей средой, со своим новым рабочим местом. Другими словами, адаптацию персонала можно рассматривать как процесс установления взаимоотношений между работником и организацией на первом этапе совместной работы.
В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и совершенствоваться за счет усилий государства. Воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт являются тремя китами российской транспортной системы 65
Современной тенденцией развития и совершенствования транспортной системы стало распространение логистики, логистического управления, т. е. всего комплекса услуг по быстрой и качественной доставке товаров.
В работе проводится анализ логистической компании ООО "Экспресс Гарант".
Компания "Экспресс-гарант" осуществляет доставку товаров по Москве и Санкт-Петербургу, а так же в ряд крупных городов России. Так же компания предлагает услуги по ответственному хранению, кассовому обслуживанию, работе с Почтой России и многое другое. Оперативность, удобство и надёжность нашей работы пользуются заслуженным доверием у клиентов, а внимание к новым технологиям позволяют постоянно улучшать предоставляемый ими сервис.
ООО "Экспресс Гарант" сотрудничает как с крупными компаниями, так и с начинающими интернет-магазинами.
С компанией успешно работают более 450 интернет магазинов, которые знают, что для успешной онлайн-покупки необходима своевременная и надежная курьерская доставка, не ограничивающая географию доставки в границах одного региона и способная в минимальные сроки доставить заказ в любой населенный пункт России.
Особое внимание уделяется экспресс доставке из Санкт-Петербурга в Москву. Шесть дней в неделю компания перемещает грузы между Москвой и Санкт-Петербургом для того, чтобы покупатели уже на следующий день могли получить заказанные товары.
На основании данных маркетинговых исследований можно сделать вывод, что ООО "Экспресс Гарант" необходимо уделять больше внимания таким критериям, как график и согласованность работы.
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2014 году составила 420,3, а в 2015 году составила 412,6 т.р. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась, что в процентном соотношении составляет 107,0%. Среднегодовая стоимость собственного капитала увеличилась на 1,2%.
доходы предприятия в 2015 году увеличились на 1,8%, затраты увеличились на 2,8%. Прибыль в 2015 году составила 2984,8, т.е. снизилась почти на 10%.
Результаты исследования выявили следующие особенности процесса адаптации новых сотрудников на предприятии ООО "Экспресс Гарант":
- на предприятии отсутствует продуманная, разработанная система адаптации новых сотрудников, не создано научно-методическое и психологическое сопровождение процесса адаптации новых сотрудников;
- новые сотрудники как оперативный, так и управленческий персонал, проходят стихийную адаптацию к работе на предприятии;
- средний срок овладевания профессиональными навыками, необходимыми молодым специалистам как рабочими, так и управленческим персоналом, для работы, составляет 5 месяцев; срок вхождения нового сотрудника в коллектив в среднем составляет 4 месяца;
- социально-психологический климат на предприятии, в который попадает новый сотрудник, нельзя назвать удовлетворительным;
- нет положения об адаптации;
- наставники выполняют свои функции формально;
- программа адаптации разработана одинаковая для всех должностей.
Таким образом, было выяснено, что процесс адаптации новых сотрудников на предприятии ООО "Экспресс Гарант" нуждается в корректировке и совершенствовании.
Был разработан перечень рекомендаций для совершенствования системы адаптации на предприятии ООО "Экспресс Гарант":
- общая Программа адаптации для сотрудников отдела логистики;
- программа профессиональной адаптации для должности логист;
- Положение об адаптации;
- критерии оценки нового сотрудника отдела логистики на испытательном сроке;
- шкала оценки освоения профессиональных навыков;
- анкета обратной связи по результатам прохождения испытательного срока/адаптации;
- перечень документов, необходимых для заполнения;
- Положение о прохождении испытательного срока;
- использование наставников и их стимулирование.
Особых затрат на внедрение данных предложений не предусмотрено. После их внедрения снизится уровень текучести персонала, значительно быстрее происходит процесс вхождения в профессиональную деятельность. Кроме того, снижается риск увольнения нового сотрудника по причине возникновения психологических трудностей при вхождении в коллектив.
Правильное распределение всех уровней адаптации может стать залогом успешного процесса адаптации в целом. Выбор составляющей, которой необходимо уделить наибольшее внимание в каждой определенной ситуации, зависит, главным образом, от конкретной должности, личностных свойств человека, претендующего на ту или иную должность, его культурных ценностей, норм поведения, опыта работы, социальных характеристик.
В некоторых ситуациях больше внимания стоит уделить организационной адаптации – как правило, для работников, которые проходят процесс первичной адаптации и для которых данное место работы является первым, в особенности, если это крупная компания с большой численностью персонала. Обычно люди, не получившие опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. У них отсутствуют навыки коммуникации, нет опыта работы с документами. Незнание внутренних правил общения между сотрудниками, например способа обращения друг к другу (по имени или по имени и отчеству), может в первый же рабочий день поставить человека в затруднительную ситуацию, что вызовет у него дискомфорт, а у его будущих коллег в лучшем случае непонимание, а в худшем – негативный настрой.
Если говорить об адаптации как о целостном процессе в организации, то все ее составляющие – организационная, психофизиологическая, экономическая, социально-психологическая и профессиональная – должны осуществляться в одно и то же время параллельно друг другу. Другими словами, эффективная модель управления адаптацией должна содержать такие механизмы, которые позволят включить в работу все аспекты адаптации одновременно.