Введение ........................................................................................ 2 Глава 1. Теоретико-методологическое обоснования категории познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями............................................. 5 1.1. Проблема ценностных ориентаций в трудах отечественных и зарубежных ученых.................................................... 5 1.2. Структура и содержание формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями............................................................................................. 6 1.3. Анализ программ и технологий, направленных на формирование познавательной самостоятельности старшеклассников................................................................................. 8 1.4. Выводы..................................................................................... 12 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательной самостоятельности старшеклассников на основе анализа художественных текстов......................................................... 13 2.1. Описание этапов выборки и исследования, описание и обоснование методик.............................................................................. 13 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.............. 20 2.3. Выводы..................................................................................... 23 Заключение..................................................................................... 25 Литература ..................................................................................... 28 Приложение ................................................................................... 30

Особенности формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями

курсовая работа
Психология
30 страниц
67% уникальность
2021 год
57 просмотров
Lapikova E.
Эксперт по предмету «Психология личности»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ........................................................................................ 2 Глава 1. Теоретико-методологическое обоснования категории познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями............................................. 5 1.1. Проблема ценностных ориентаций в трудах отечественных и зарубежных ученых.................................................... 5 1.2. Структура и содержание формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями............................................................................................. 6 1.3. Анализ программ и технологий, направленных на формирование познавательной самостоятельности старшеклассников................................................................................. 8 1.4. Выводы..................................................................................... 12 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательной самостоятельности старшеклассников на основе анализа художественных текстов......................................................... 13 2.1. Описание этапов выборки и исследования, описание и обоснование методик.............................................................................. 13 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.............. 20 2.3. Выводы..................................................................................... 23 Заключение..................................................................................... 25 Литература ..................................................................................... 28 Приложение ................................................................................... 30
Читать дальше
Актуальность исследования. Современное российское общество претерпевает значительные изменения: это связано с социально-экономическими и политическими реформами, со стремительным развитием информационных технологий, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с упадком духовности и смещением акцента на материальные ценности. Личность в таких условиях подвергается угрозе нравственной дезориентации и утрате общечеловеческих ценностей. Особенно подверженным сложившейся ситуации оказывается подрастающее поколение, которое, в силу возрастных особенностей, не могут дать адекватной оценки сложившимся реалиям. Проблема исследования. К проблеме формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями активно обращаются многие научные дисциплины: социология, философия, психология, педагогика, поскольку подростковый этап онтогенеза отличает высокая интенсивность процессов социализации-индивидуализации, предопределенный развитием самосознания, с формированием ценностных ориентации, как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего образование и развитие других значимых личностных структур личности. Особая позиция подросткового периода отражена в таких его обозначениях, как «критический», «переходный»: качественные трансформации в самосознании личности подростков, кардинальные физиологические изменения, нестабильность эмоционально-волевой сферы зачастую обуславливают у подростков тревожность, импульсивность, неустойчивые представления о себе, трудности в выявлении и утверждении собственной позиции (Л.С. Выготский, 1984; Л.И.


Вместе с Work5 контрольные под заказ в Ростове делаются быстро.


Божович, 1968; И.С. Кон 1989, 1994; А.И. Подольский, 2004; Д.И. Фельдштейн, 1988, 1994, 2002; Б.Д. Эльконин, 1989, 2008; С.Г. и др.). В связи с этим в такие промежутки социокультурных потрясений необходимым становится максимально ответственно подойти к вопросу воспитания и формирования познавательной самостоятельности у подрастающего поколения. В современной научной литературе существует значимое количество исследований, посвященных общим закономерностям культурных процессов и связанных с ними особенностей формирования ценностных ориентаций школьников. Цель исследования – проанализировать особенности процесса формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Объект исследования – познавательная самостоятельность. Предмет исследования – особенности формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Изучить особенности формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. 3. Охарактеризовать особенности формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Гипотеза исследования: формирование познавательной самостоятельности старших школьников будет осуществляться эффективнее, если оно рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, направленного на воспитание культуры умственного труда, развитие различных форм познавательной деятельности учащихся через систему ценностных ориентаций. Методологической основой исследования явились следующие основные принципы: – принцип социально-исторической обусловленности, представленный в концепции Б.Г. Ананьева, в культурно-исторической теории Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева; – идеи о соотношении психологического и социального в условиях изменяющегося социокультурного контекста Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.; –исследования особенностей психосоциального развития в подростковом возрасте, изложенные в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Мудрика, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.; – концепции смыслообразующей функции ценностей В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.С. Собкина; – на общенаучном уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Асташова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); общая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); вопросы нравственного воспитания (И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, К.Д. Ушинский); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); – концептуальные подходы отечественных и зарубежных ученых по вопросам художественной культуры, основополагающие положения в области теории ценностей, гуманистических ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, К. Роджерс и др.). Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно сопоставительный); экспериментально-эмпирические; психодиагностические: методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; математико-статистические методы обработки результатов исследования (общая оценка достоверности различий показателей по критерию Вилкоксона). База и этапы исследования. Эмпирическая база исследования – средняя школа г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в два этапа: первый этап – поисково-подготовительный. На данном этапе осуществлялся: сбор материала по теме исследования, теоретический анализ научной литературы, выбор диагностического инструментария, направленного на исследование ценностных ориентаций, подбор и обоснованность статистических критериев оценки результатов эксперимента, проводилось пилотажное исследование для определения направления, принципов организации и методов основного исследования; второй этап – опытно-экспериментальный. Достоверность результатов и методологическая обоснованность реализованного научного подхода предполагают строгость и полноту теоретического анализа проблемы, научную адекватность используемого методологического инструментария, междисциплинарный подход к учету проблемы творчества, правильное использование методов сбора и обработки эмпирического материала, соблюдение требований к планированию, организации и проведению научных исследований, использование статистических методов обработки эмпирических данных. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по руководству формированием познавательной самостоятельности учащихся старшего школьного возраста с различными ценностными ориентациями. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на научно-практической конференции и включены в отчет о научно-исследовательской работе.

Читать дальше
В ходе теоретического и экспериментального исследования выявлены педагогические условия формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Суть и логика излагаемой точки зрения состоит в следующем: 1. В современных условиях, когда объем информации, поступающей старшекласснику, значительно увеличился, появилась потребность включить эту информацию в собственную самостоятельную деятельность, возникла необходимость формирования познавательной самостоятельности в процессе обучения, решение этой проблемы важно еще потому, что от этого зависит, насколько успешно будет протекать учебная деятельность школьника. Исследование проблемы формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями делает возможным решение следующих вопросов: какова связь формирования познавательной самостоятельности с развитием сфер индивидуальности школьников? Какие условия способствуют наиболее эффективному решению проблемы формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями? Каковы научные основы системы работы учителя? В процессе проведенного исследования разработаны педагогические условия формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Проведенное исследование подтвердило гипотезы, что процесс формирования познавательной самостоятельности старшеклассника дает возможность ему осуществить собственную самостоятельную деятельность (целепологать, проектировать, прогнозировать, конструировать), так как выявленные педагогические условия обеспечивают эффективную реализацию закономерностей развития познавательной самостоятельности и индивидуальности в целом. 2. Познавательная самостоятельность входит в состав самостоятельности человека. На основе проведенного анализа самостоятельность старшеклассника определяется как инициативность, независимость, решительность, способность противостоять посторонним влияниям. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Чтобы познавательной самостоятельности сочеталась с законами развития природы, необходимо опираться на развитие внутренних сил учащихся, где учащийся выступает как индивидуальность, которая сама управляет своей деятельностью. Соглашаюсь с выводами ученых, указывающих на связь познавательной самостоятельности с мотивацией, интеллектом, волей, способностями, саморегуляцией, мы рассматриваем решение проблемы формирования познавательной самостоятельности в единстве с развитием сфер индивидуальности. Изучение литературы позволяет утверждать, что проблема формирования познавательной самостоятельности с точки зрения педагогики индивидуальности не исследовалась. Согласно концепции педагогики индивидуальности, выделены свойства познавательной самостоятельности в мотивационной, интеллектуальной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и саморегуляционной сферах. Основными свойствами познавательной самостоятельности в сферах индивидуальности являются: в мотивационной - потребность, стремление включить накопленную информацию в собственную деятельность; в интеллектуальной - система мыслительных умений на деятельной основе в процессе конструирования реальной действительности, дивергентное мышление, самостоятельность ума, в волевой - целеустремленность, решительность, умение не отвлекаться на внешние, в предметно-практической - учебные, коммуникативные умения; в эмоциональной -уровень тревожности, уровень самооценки, в саморегуляции -умения соотносить свое поведения с деятельностью других людей, самоконтроля, самоорганизации. Основываясь на вышеизложенном, познавательная самостоятельность выступает как интегральное качество индивидуальности школьника, включающее компоненты: мотивационный, интеллектуальный, волевой, эмоциональный, предметно-практический и саморегуляционной, характеристикой которых выступают умения, позволяющие школьнику самостоятельно овладевать знаниями в учебной деятельности. 3. К основным функциям познавательной самостоятельности относятся: е развивающая, социализации, профессиональной направленности. Развивающая функция заключается в том, что ориентирована на изменение субъекта деятельности, благодаря чему уровень развития познавательной самостоятельности влияет на формирование умений умственной деятельности (синтеза, систематизации, моделирования, концептуальности, креативности), умений применять знания на практике, у субъекта появляется возможность целенаправленно систематически накапливать информацию, включать накопленную информацию в самостоятельную деятельность, происходит развитие компонентов сфер. 4. Выделения уровней сформированности познавательной самостоятельности дало возможность осмыслить средства ее формирования. Ориентация на формирование познавательной самостоятельности позволяет преобразовать сложившуюся практику, преодолеть противоречия и недостатки в педагогической деятельности. При решении третьей задачи были рассмотрены возможности метода проектов в процессе формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями. Метод проектов обеспечивает поэтапное формирование умственных умений; плавно осуществляет переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития; в процессе выполнения проекта школьник из объекта, присваивающего готовые знания, поведения, оценки, превращается в субъект собственной деятельности, который самостоятельно ставит цели, проектирует, прогнозирует, конструирует. Метод проектов позволяет затронуть проблемы реальной действительности, дает возможность субъекту целенаправленно систематически накапливать информацию; вызывает потребность включать накопленную информацию в учебную деятельность; стимулирует настойчивость в достижении цели; способствует развитию индивидуальности школьника. 5. Анализ литературы показал, что влияние метода проекта на становление и развитие основных компонентов познавательной самостоятельности у школьников недостаточно изучено. Метод проектов способствует обеспечению связи между компонентами познавательной самостоятельности и их интеграции в качестве нового образования через Создание условии для развития практических умений и мыслительных операций, преобразования целей на решение новых заданий, диктуемых меняющейся средой, потребностями, интересами, мотивами деятельности для становления системы социальных отношений, профессиональной ориентации, умений ориентироваться в информационном пространстве. Рассмотрению метода проекта как основного средства формирован^ ПС послужили следующие показатели: интеграция, ориентация в информационном пространстве, многовариантность, преемственность, доступность. 6. Эксперимент подтвердил правильность гипотезы, что разработанные педагогические условия будут способствовать успешному формированию познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями благодаря применению педагогических средств, эффективность которых обусловлена многонаправленностью влияния на компоненты. Поэтапное, целенаправленное применение разработанных средств способствует созданию непрерывного, эффективного процесса развития интеллектуального, мотивационного, волевого, предметно-практического и компонента саморегуляции в единстве с формированием познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями, что положительным образом влияет на результаты учебной деятельности в целом. Так, в мотивационном компоненте произошли изменения, которые выразились в развитии познавательной мотивации, умении самостоятельно ставить цели, в стремлении самостоятельно оперировать информацией; в интеллектуальном компоненте произошли изменения за счет активизации самостоятельной интеллектуальной деятельности, формирования системы мыслительных умений; в волевом компоненте обозначилась тенденция преобладание таких состояний, как целеустремленность, настойчивость, решительность; в предметно-практическом компоненте - формирование учебных умений и коммуникативных; в компоненте саморегуляции - развитие навыков самоконтроля, самоанализа; в эмоциональном - уровень тревожности, самооценки. В исследовании наряду с решенными задачами выявлены новые проблемы процесса формирования познавательной самостоятельности старшеклассников с различными ценностными ориентациями, которые нуждаются в дальнейшей разработке.
Читать дальше
1. Аитова И. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами информационных технологий // Аспирант и соискатель. – 2006. – № 3(34). – С. 119-121. 2. Багаульный П.С. Стимулирование процессов самоактуализации старшеклассников средствами самостоятельной познавательной деятельности: Практико-ориентированная монография. – Брянск: Издательство «Курсив», 2019. – 94 с. 3. Богданова Н.Г. Формирование познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе эвристического освоения новых знаний // Сборник научных трудов SWorld. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 43-50. 4. Брекина О. В. Особенности проявления ценностных ориентаций у акцентуированных старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 286-289. 5. Воробьев С.М. Формирование познавательной деятельности старшеклассников в контексте реализации учебного процесса / С. М. Воробьев, Н. А. Попова, И. П. Макеенко // Kant. – 2018. – № 3(28). – С. 27-32. 6. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников / В. В. Кормина, Р. Р. Ботаненко, М. О. Клишева [и др.] // Инновации в технологиях и образовании: сборник статей участников X Международной научной конференции, Белово, 17–18 марта 2017 года. – Белово: Филиал КузГТУ в г. Белово; Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2017. – С. 56-60. 7. Дубровина Л. А. Ценностные ориентации подростков и старшеклассников / Л. А. Дубровина, Е. В. Кошутина, А. С. Константинова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 19-22. 8. Единак М. Учебная мотивация и ценностные ориентации старшеклассников как факторы профессионального самоопределения // Collegium linguisticum - 2018: Тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества, Москва, 22–23 марта 2018 года. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2018. – С. 140-154. 9. Никитин С. В. Анализ результатов анкетирования ценностных ориентаций старшеклассников городских школ / С. В. Никитин, А. Н. Николаев // Этнопедагогический ежегодник: Посвящается Году этнопедагогики в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и 90-летию со дня рождения академика РАО, профессора, д. пед. н. Волкова Геннадия Никандровича. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. – С. 131-136. 10. Орлов А.С. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Оренбург, 2013. – 256 с. 11. Панкратова И. А. Взаимосвязь профессиональных представлений и ценностных ориентаций учащихся в учебной деятельности у старшеклассников с разной степенью тревожности / И. А. Панкратова, М. В. Мещерякова // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах: сборник докладов участников I международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 27 сентября 2019 года. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2019. – С. 162-164. 12. Парфенова Г. Л. Значимые ценности в системе ценностных ориентаций одаренных старшеклассников / Г. Л. Парфенова // Наука и образование: Материалы V Международной научно-практической конференции для работников науки и образования, Набережные Челны, 31 марта 2018 года / Научные редакторы: Е.Ю. Бобкова, А.М. Гайфутдинов, Т.А. Магсумов, Я.А. Максимов. – Набережные Челны: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2018. – С. 50-54. 13. Соколова Л.Н. Нестандартный урок как средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Соколова Людмила Николаевна. – Калининград, 2010. – 24 с. 14. Хаймина А.Г. Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников в среде дополнительного образования // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции, Ярославль - Минск, 12 марта 2020 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. – С. 239-241. 15. Чиркова В. В. Ценностные ориентации старшеклассников, определяющие их успешную социализацию в информационном обществе // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 2-1. – С. 71-75.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности проявления тревожности
Количество страниц:
32
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Разработка проекта стратегии обеспечения качества производимого товара (оказываемых услуг)»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Уголовная ответственность за кражу
Количество страниц:
35
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image