В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: разработка методического обеспечения дисциплины «Менеджмент» по программе СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено нормативно - правовое обеспечение процесса подготовки бухгалтеров по дисциплине «Менеджмент»;
- изучено понятие и виды методического обеспечения;
- разработаны требования, предъявляемые к методическому обеспечению;
- разработаны методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент».
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Теория управления относится к классу социально-экономических наук. Научная основа управления включает в себя систему научных знаний, которые составляют теоретическую основу практики управления и дают научные рекомендации этой практике.
Предметом изучения теории управления является социально-экономическая система.
К проблемам менеджмента как науки относятся: методология и организация управления, дифференциация и интеграция видов деятельности, социально-экономические, организационные и технические аспекты.
Каждая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, в которой менеджер должен принять соответствующее решение и, при необходимости, скорректировать программу действий и сформулировать цели.
Основанием для управленческого решения является информация, которая доходит до руководителя и подлежит соответствующей обработке. Решение, принятое на основе полученной и обработанной информации, делится на составляющие, т.е. конкретизируется для художников разного уровня. Также необходимо следить за выполнением решения.
Анализ информации и последующее принятие решений на ее основе составляют технологию управления.
В этом подходе управление рассматривается как организация управления объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т. д.) Для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т. д.). Следовательно, суть управления заключается в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности.
Организация разделена на структурные подразделения (отделы), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений управляется и координируется.
Таким образом, в каждой организации формируется орган управления, административный аппарат на разных уровнях, составляющий систему управления.
Составляющими менеджмента при таком подходе являются следующие факторы:
- корпоративная культура (организационная культура);
- стиль руководства;
- формы администрирования;
- Участие сотрудников в управлении организацией.
Профессиональный руководитель должен уметь планировать, организовывать и мотивировать подчиненных с учетом специфики внешней среды в пределах своих полномочий и компетенций.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, в которой определенные результаты достигаются за счет ресурсов.
Есть три подхода к определению управления как функции:
- Процесс, когда менеджмент представлен как связанный процесс с обратной связью;
- системный, когда менеджмент рассматривается как управление взаимосвязанными элементами организации, которые также имеют связи с внешней средой;
- ситуационный, если процесс принятия решения зависит от специфики соответствующей ситуации.
Процессный подход объединяет в цепочке все виды деятельности и все управленческие решения, которые были приняты в процессе их реализации. При этом менеджмент получает постоянную обратную связь, с помощью которой согласовываются процессы.
Процессный подход выражается в простой цепочке действий: «Планирование - организация (распределение ресурсов) - мотивация - контроль».
Системный подход подразумевает описание взаимосвязи между элементами организации и элементами внешней среды. Если система работает эффективно, то на выходе организация получает выполнение поставленных задач (создание добавленной стоимости, прибыли и т. д.).
В рамках системного подхода в организации выделяются разные подсистемы, заточенные под выполнение узкоспециализированных задач. Традиционно выделяют следующие подсистемы: Маркетинг, Производство, Финансы, НИОКР, Персонал, Менеджмент. В зависимости от специфики деятельности организации подсистемы могут быть добавлены или удалены.
Ситуационный подход подразумевает, что управленческие решения каждый раз принимаются по-разному. Решения зависят от конкретной ситуации в данный момент времени. Менеджер, принимающий решения с использованием ситуационного подхода, ориентируется на различные факторы (ситуационные переменные). Исследователи сходятся во мнении, что для эффективного управления таким образом учитывается максимально возможное количество факторов 10. Следует отметить, что набор возможных переменных намного больше, и каждый раз для решения конкретной проблемы используется другой набор из них.
Этот подход фокусируется на индивидуальных характеристиках и качествах менеджера, с помощью которых он достигает поставленных перед ним результатов.
Разработка, выбор и принятие управленческих решений зависит от следующих характеристик менеджера: интуиция, образование, опыт работы, коммуникативные навыки, убеждения, решительность, инициативность, образ мышления.
Креативность руководителя, которая возведена в число обязательных и важнейших характеристик его деятельности, существенно влияет на качество управленческих решений и в значительной степени определяет успешность их реализации. Это знаменует собой искусство управления.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.