ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Особенности территориального устройства
1.2. Федерализм как форма территориального устройства
2. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
2.1. Исторический аспект государственно-территориального устройства России
2.2. Особенности современного территориального устройства РФ
3. ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 3
Читать дальше
Форма государственно-территориального устройства, как и форма государственного правления представляют собой способ организации публичной власти. При этом выбор той или иной формы обусловлен влиянием ряда факторов и условий, которые, в конечном итоге, определяют модель политической организации публичной власти. Традиционно выделяют две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную, которые в свою очередь имеет свои разновидности. Несмотря на различия в государственно-территориальной организации государственной власти той или иной страны, выбор модели территориального устройства страны зависит от распределения полномочий между центром и регионами частями государства, степени централизации и децентрализации власти. В настоящее время, подавляющее большинство государств имеют унитарную форму государственно-территориального устройства и, примерно, около тридцати стран мира являются федерациями.
Среди федеративных государств, имеющих собственные отличительные признаки на фоне общих, свойственным всем федерациям, Россия существенно выделяется по ряду качественных характеристик, обусловленных ее историческим развитием.
В советское время региональное деление по этническому признаку вышло на первый план, в результате чего образовались автономные республики, автономные области и автономные округа. Первые автономные республики в СССР были преобразованы из тех губерний, в которых русские не были преобладающим этносом; позже некоторые автономные округа были переименованы в автономные республики. После распада СССР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала называться Российской Федерацией; его бывшие автономные округа были переименованы в субъекты, а бывшие автономные республики приняли уникальные названия, отражающие их преобладающую этническую принадлежность, например Татарстан. Нынешнее административно-территориальное деление России было сформировано в 1993 году с принятием Конституции страны. Полномочия федерального центра установлены в соответствии с Конституцией и иным федеральным законодательством. В дальнейшем он был изменен, поскольку во второй половине 2000-х годов произошло слияние нескольких субъектов федерации (из первоначальных 10 автономных округов шесть перестали существовать в процессе).
Конституция утверждает несколько видов субъектов федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Среди проблем регулирования территориального устройства можно выделить следующие:
1. Правовая асимметрия, проявляющаяся в различии правовых статусов субъектов федерации. Так, с рядом регионов установлен особый порядок в части переданных полномочий.
2. Федеральному центру крайне сложно изменить территориальную структуру страны, процедура долгая. Обязательным условием является проведение соответствующих референдумов в каждом из субъектов федерации. В настоящее время вопрос управляемости стоит особо остро и поднимаются проект об объединении ряда субъектов федерации.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.10.2021).
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 25, ст. 2728.
3. Бочарников, И.В. Противодействие сепаратизму: теоретико-политологический анализ: автореф. дис. … д-ра полит. наук / И.В.Бочарников. – М., 2018. – 40 с.
4. Василькова, Е. А. Федеральная территория как вид территориальной организации публичной власти в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №4-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnaya-territoriya-kak-vid-territorialnoy-organizatsii-publichnoy-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.10.2021).
5. Воробьева, С. Е. Форма государственно-территориального устройства России: исторический аспект / С.Е. Воробьева // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2021. – №. 2. – С. 75-80.
6. Гороховатский, С.М. Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации / С.М. Гороховатский // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 30-33.
7. Гуляков, А. Д. Множественность моделей федерализма и использование компаративистского подхода в их исследовании / А. Д. Гуляков // Правовая политика и правовая жизнь. – 2016. – № 1. – С. 37–41.
8. Коваль, С.П. Современное состояние и перспективы федеративных отношений в России / С.П. Коваль // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 5. – С. 202–203.
9. Кондрашев, А.А. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: общее и особенное (на примере Российской Арктики) / А.А. Кондрашев, О.В. Роньжина // Российское право: Образование. Практика. Наука, 2018. – №3. – С.50-60
10. Конюхова, И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования / И.А. Конюхова // Государство и право. – 2017. – № 2. – С. 37–45.
11. Семенова, К. С. Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации: проблема территориальной организации местного самоуправления / К.С. Семенова // NovaUm.Ru. 2016. - № 4. - С. 162-163.
12. Смирнова, В.В. Правовые и организационные проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации / В.В. Смирнова // Административное и муниципальное право. - 2018.- № 8. - С. 784 - 791.
13. Спрыгина, О.Р. Субъекты Российской Федерации с территориями с особым статусом: правовые основы и опыт административнотерриториального устройства: автореферат дис. … канд. юрид. наук / О.Р. Спрыгина. М., 2017. – 28 с.
14. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2019. – 496 с.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 13.10.2021).
Читать дальше