Введение 3 Глава 1. Теоретические основы процесса обучения письму детей с задержкой психического развития на уроках русского языка 6 1.1 Формирование графико-моторных навыков в онтогенезе 6 1.2 Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10 1.3 Содержание обучения русскому языку в начальной школе 13 Выводы по первой главе 16 Глава 2. Организация коррекционного процесса формирования графомоторных навыков у обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка 18 2.1 Система исследования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития 18 2.2 Определение направления коррекционной работы по формированию графо-моторных навыков 20 2.3 Методические рекомендации организации процесса коррекции графомоторных навыков 22 Выводы по второй главе 24 Заключение 25 Список литературы 27

Организационно-методические основы коррекции графико-моторных навыков у обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
84% уникальность
2021 год
27 просмотров
Дадыкина Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы процесса обучения письму детей с задержкой психического развития на уроках русского языка 6 1.1 Формирование графико-моторных навыков в онтогенезе 6 1.2 Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10 1.3 Содержание обучения русскому языку в начальной школе 13 Выводы по первой главе 16 Глава 2. Организация коррекционного процесса формирования графомоторных навыков у обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка 18 2.1 Система исследования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития 18 2.2 Определение направления коррекционной работы по формированию графо-моторных навыков 20 2.3 Методические рекомендации организации процесса коррекции графомоторных навыков 22 Выводы по второй главе 24 Заключение 25 Список литературы 27
Читать дальше
Актуальность. Становление гармоничной, всесторонне развитой личности в современном обществе невозможно без усвоения письменной деятельности, которая основывается на языковом образовании и речевом развитии учащихся. Развитие речи, обучение родному языку всегда занимало ведущее место в образовании школьников, так как язык – это и средство общения, и канал формирования интеллекта. Особенно это актуально в среде коррекционного образования, когда включение интеллектуальных упражнений не всегда приносят пользу, но дают толчок для развития других высших психических функций, которые, в свою очередь дают потенциал для гармоничного развития личности. Письменные работы включены во все предметы в начальной школе, особенно на уроках русского языка. Коррекция письменных навыков включена в каждый урок и может быть выдвинута как самостоятельная графико-моторная минутка чистописания или включать работу с мелкой моторикой и координацией движений, ведь школьники с задержкой психического развития часто сочетают в себе несколько нарушений, в том числе и двигательной сфере. В начальном звене школы чтение и письмо являются предметом усвоения, а в последующем – средством получения знаний, средством интеллектуального и личностного развития учащихся. Для того, чтобы современный выпускник школы был востребован обществом и чувствовал себя комфортно в любых меняющихся условиях жизни, его надо не просто научить правильно читать и грамотно писать, но и развить навыки самообразования. Образование, формирование готовности к самостоятельному познанию – это ключ к успешному развитию человека.


Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по гражданскому праву. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!


Жизненный успех ребенка закладывается еще в школьном возрасте и во многом зависит от успешности усвоения письменной речи, ведь это средство дальнейшего самосовершенствования и саморазвития. Проанализировав современные программы, по которым занимаются школьники с задержкой психического развития, было определено противоречие между скоростью усвоения материала, темпом рабочего ритма на уроках и качеством письменных работ у учащихся. Проблема исследования видится в отсутствии методических указаний для развития графо-моторных навыков на уроках русского языка, как основного предмета в коррекционно-развивающем обучении для детей с задержкой психического развития. Предмет исследования – графико-моторные навыки учащихся с задержкой психического развития. Объект исследования – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Цель исследования – подобрать методические рекомендации для развития графико-моторных навыков учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка. Задачи исследования: - изучить методическую, научную, практическую литературу по вопросам развития графико-моторных навыков у детей с задержкой психического развития; - определить индивидуально-психологические особенности учащихся с задержкой психического развития; - проанализировать содержание обучения русскому языку в начальной школе по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития; - определить направления коррекционной работы по улучшению качества письменных работ у учащихся с задержкой психического развития; - систематизировать методические рекомендации по организации процесса коррекции графико-моторных навыков у детей с задержкой психического развития. Методы исследования: - теоретические (изучение литературы, систематизация полученных знаний); - практические (анализ, синтез, сравнение, классификация). Методология исследования: - Выготский Л.С., который дал определение и обосновал взаимосвязь речевой деятельности и мыслительной; - Кузь Н. А., который предложил модель диагностики и коррекции нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития; - Мазанова Е.В., в работах которой описана работа по коррекции дисграфии у детей с минимальными интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития; - Тригер Р.Д., обосновал взаимосвязь недостатков письма первоклассников с задержкой психического развития и уровня интеллектуального развития; - Корнев А.Н. определил параметры диагностики нарушений чтения и письма у детей начального школьного возраста. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и методической), заключения, списка литературы.  

Читать дальше
Школьники учатся делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы и интонационно оформлять мысль. Для формирования навыков письма детям с задержкой психического развития требуется большое количество письменных упражнений. Специальное внимание уделяется обучению списыванию. Однако списывание без предварительного анализа слова или предложения не способствует формированию грамотного письма; предупреждают механическое списывание специальные упражнения. В неявном виде, вне использования специально подобранного лексического материала, эти упражнения начинают использоваться уже в период обучения грамоте. Это активная подготовка руки к письму – упражнения для пальцев и кисти руки: обводка контуров овалов и полуовалов, волнистых и прямых линий, штриховка, обучение правильному движению руки по строке, рисование и раскрашивание узоров в пределах одной строки, письмо элементов букв. Особенности развития младших школьников с ЗПР, общая повышенная отвлекаемость требуют, таким образом, глубокой внимательной работы по подготовке к обучению письму. Предложение выступает в качестве той единицы речи, на основе которой учащиеся осознают роль имен существительных, глаголов, местоимений. В результате этих многоплановых действий учащиеся моделируют предложение, последовательно обозначают его начало и конец. В исследованиях Л. С. Славиной показано, что злоупотребление индивидуальными дополнительными занятиями не только оказывается бесполезным, но и приводит к образованию «смыслового барьера», когда ребенок не «принимает» и не выполняет даже те требования учителя, которые он хорошо понимает. Учитель, как правило, ограничивается выяснением того, что усвоено и что не усвоено ребенком, а также дополнительными занятиями «натаскивания». Нужно признать, что понимание индивидуального подхода в традиционной школе практически сводится к ликвидации пробелов в знаниях и умениях школьников [6]. Низкая работоспособность и нарушение формирования самоконтроля усугубляют симптоматику дисграфии младших школьников с задержкой психического развития, обуславливают большое количество и разнообразие ошибок в письменных работах учащихся (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Е. Ф. Архипова, Р. Д. Тригер, Г. Н. Рахмакова, А. К. Маркова, В. К. Орфинская, С. Н. Шаховская, Т. Н. Волковская, Л. С. Волкова, Е. Ф. Соботович). По результатам изучения учебно-методической и научной литературы были выявлены принципы становления письменного графомоторного навыка в онтогенезе, способы формирования правильного письма, что позволило определить направления работы и методические рекомендации для уроков русского языка в начальной школе. Таким образом, цель работы, подобрать методические рекомендации для развития графико-моторных навыков учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка, достигнута. 
Читать дальше
Документы 1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) Специальная литература - книги 2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. / М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2015. - 127 с. 3. Кузь, Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / Н. А. Кузь; Министерство Просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020 – 150 с. 4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 638 с. 5. Агаркова, Н. Г. Графический навык. Каллиграфический навык / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. 2019. № 7. - С. 85 6. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А. и др. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней // Культурно-историческая психология, 2018. № 3. - С. 55–64. 7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям. / М.: Просвещение, 2019. - 32 с. 8. Безруких М.М. Психофизиологические основы трудностей обучения письму // Физиология человека. 2015 Т. 31 № 5. - С. 52–57. 9. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2015. - №3 10. Выготский Л. С. Мышление и речь / М., 2019. – 346 с. 11. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / М., 2019. – 257 с. 12. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследования мышления в психологии. М., 2019. – 357 с. 13. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. / Ч. 1. М.: Мосполиграф, 2019. - 160 с. 14. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012 - № 5 (25). – С. 99 – 102 15. Елецкая О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников: учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. 176 с. 16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребёнка / М., 2019. – 158 с. 17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / СПб.: Речь, 2013 – 336 с. 18. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж­кой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина / М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 — 303 с 19. Лебединская К.С. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН, 2019. - 273 с. 20. Логинова Е. А. Нарушения письма у учащихся младших классов с за­держкой психического развития // Психолого-педагоги­ческие основы коррекционнои работы с аномальными детьми / М., 2019. — С. 22-24. 21. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017. – 165 с. 22. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой пси­хического развития // Дефектология / 2019. — № 6. — С. 10-18. 23. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М.: Гном и Д, 2013. – 40с. 24. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / М.: Школьная пресса, 2004. - 40 с. 25. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / М.: Владос, 2017. – 67 с. 26. Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. — 2019. — № 5. – С. 34-41 27. Тригер Р. Д. Обучение русскому языку: Обучение письму // Обучение детей с ЗПР / М., 2019. – С. 23-27 28. Якунина, О. В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников // О. В. Якунина// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. - С. 194–198. Публикация в периодической печати - журналы 29. Кузева О.В. Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017 Том 9 № 2 C. 57–69 doi: 10.17759/psyedu.2017090206 30. Лукьянова Ю. Н. Эмоционально-личностные особенности у детей с задержкой психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-lichnostnye-osobennosti-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 16.09.2021). 31. Пименова И.Б., Гинсарь Д.С. Теоретические аспекты изучения графомоторных навыков учащихся начальных классов // Auditorium. 2020. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-grafomotornyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-minimalnymi-dizartricheskimi (дата обращения: 16.09.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Общая психология
курсовая работа
Особенности звукопроизношения дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Количество страниц:
50
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Проблемы уголовного судопроизводства в РФ
Количество страниц:
45
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image