Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социальной тревожности в юношеском возрасте 5
1.1 Особенности понятия «социальная тревожность» 5
1.2 Основные подходы к исследованию феномена социальной тревожности 14
1.3 Особенности юношеского возраста 22
1.4 Проявления социальной тревожности в юношеском возрасте 26
Заключение 31
Литература 33
Читать дальше
Феномен социальной тревожности является актуальным объектом исследования в наше время, и все больше исследователей обращают на него свое внимание, посвящая ей свои исследования. Состояние современного общества и тенденции социально-культурного развития влияют на возникновение таких явлений в межличностном общении как снижение социальных контактов и рост востребованности дистанционного общения, что в свою очередь сказывается на способности индивида адаптироваться в реальном мире.
Среди факторов, способствующих развитию социальной тревожности в юношеском возрасте исследователи выделяют: влияние семейной системы, генетическая предрасположенность к определенной реакции на стрессовые факторы, способности к адаптации в меняющихся условиях, недосыпание, физиологическое истощение организма, отсутствие должных навыков самоорганизации, приверженность деструктивным коппинг-стратегиям, недостаток поддержки со стороны окружения и т.д.
Процесс формирования личности каждого человека осуществляется в ходе взаимодействия с социальным окружением благодаря общению и социальной деятельности. Принято считать, что направленность процесса развития личности человека задана определенными потенциалами, которые выступают в качестве определенных динамических доминант: познавательной, морально-нравственной, творческой, коммуникативной, эстетической [23]. На развитие личности оказывает влияние в большей степени семья, а уже затем общественные социальные институты: детские сады, школы, институты, работа. Таким образом, период юношества выступает как один из главных этапов развития личности. Данный возрастной этап характеризуется социальным созреванием личности, это объясняется тем, что у юношей и девушек появляется потребность сепарации от семьи, вследствие чего, человек ищет новые формы социального взаимодействия, взаимоотношений с миром. Юношам и девушкам требуется отвечать на вопросы самоопределения и построения новых социальных связей. На этом возрастном этапе происходит формирование социальных установок и переоценка ценностей. В это время юноши и девушки отвечают на сложные вопросы относительно себя самих.
По мнению И.В. Никитиной и А.Б.Холмоговой, социальная тревожность и дезадаптивный перфекционизм находятся в тесной взаимосвязи. Другие исследователи отмечают, что сопряженность невротического, деструктивного перфекционизма и социальной напряженности проявляется следующим поведением: человек, стремясь добиться любви и уважения начинает стремиться достигать идеальных результатов, не имея ресурсов на их достижение.
Анализ различных подходов к изучению социальной тревожности показал отсутствие единой системы взглядов на проблему. Как одну из наиболее важных задач мы видим интеграцию различных взглядов на феномен социальной тревожности, кроме того, необходимо синтезировать данные различных научных исследований, создав комплексный подход к изучению данного феномена. При дальнейшем изучении социальной тревожности считаем целесообразным опираться на следующие направления:
1. Изучение роли недостатка социальной поддержки и состояние социальных навыков в возникновении и формировании социальной тревожности
2. Изучение связи типов родительского и специфики внутрисемейной коммуникации с уровнем социальной тревожности
3. Изучение роли перфекционизма и враждебности в возникновении и переживании социальной тревожности
4. Изучение влияния современных культурных тенденций и ценностей, таких как культ успеха и личных достижений на возникновение и переживание суицидальной тревожности.
Читать дальше
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академи¬ческий проект; Гаудеамус, 2015. — 240 с. — (Психологические технологии).
2. Алиханова В. Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности [Электронный ресурс]// Время науки – TheTimesofScience. 2018. №1.
3. Белоус С.А. Индивидуально-психологические детерминанты эмоционального типа личности / С.А. Белоус // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 111-116., с.112
4. Беркович О. А. Соотношение феноменов" Социальная тревожность" и" Родительская тревожность" //Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор ВВ Константинов. – 2019. – С. 25-28.
5. Бородина К. М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. – 2019. – №. 22. – С. 7-8.
6. Валиуллина Е. В. Тревожность и ассертивность // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. – 2018. – С. 50-52.
7. ГоршуноваА.С. Любительский театр: профессионализм и любительство/ А.С. Горшукова// Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – №1. – С.92-96., с.93
8. Задворная Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению [Электронный ресурс]/Е.С. Задворная// Ценности и смыслы. 2017. №1.
9. Карелин Д. О. Тревожность как личностный фактор суицидального риска у студентов вуза //Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2018. – Т. 12. – №. 4.
10. Кочнева Е. М., Блохина М. А., Лебедева Е. Г. Социальная тревожность как предмет исследований в психологии //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 57-9. – С. 339-349.
11. Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов //М.: МГППУ. – 2013.
12. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация //Психологическая наука и образование – 2011. – №. 1. – С. 140-150.
13. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов //Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. – 2013. – Т. 113. – №. 4. – С. 50-53.
14. Кузнецова Е. Н. и др. Психологические особенности проявления социальной тревожности, социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды //Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 69-3. – С. 278-281.
15. Мазур Е. Ю., Гусева М. Д. Повышенная тревожность: эпидемия XXI века //Россия и мир: развитие цивилизаций. Уроки прошлого, угрозы будущего. – 2020. – С. 337-340.
16. Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 2 (27).
17. Мачуха А. М., Васильева О. С. Эго-идентичность в структуре конструкта зрелости личности //International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – №. 4. – С. 98-104.
18. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. №1.
19. Русина Н. А., Оленчук А. Б. Взаимосвязь уровня тревожности, уровня самооценки и прокрастинации у молодых людей //Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17. – №. S2. – С. 208-209.
20. Толкач И. Ф. Особенности эго-идентичности личности современных студентов. – 2021.
21. Толмачев Д. А., Казакова Т. А., Кудрявцева А. Л. Тревожность как критерий оценки здоровья молодежи //Наука, образование и культура. – 2017. – №. 9 (24).
22. Тронь Т. М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов //Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №. 11-1
23. Трошихина Е. Г., Манукян В. Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2017. – Т. 7. – №. 3.
Читать дальше