Введение.............................................................................................................3
1. ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО..............................5
1.1. Краткая биография и начало литературной жизни Ф.М. Достоевского......................................................................................................5
1.2. “Петрашевский” период............................................................................8
1.3. Вывод по Главе 1......................................................................................11
2. ГЛАВА 2. ОМСКАЯ КАТОРГА ГЛАЗАМИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ.....................................................................................................12
2.1. Арест и заключение. Специфика предъявляемых обвинений.............12
2.2. Жизнь в остроге........................................................................................14
2.3. Последствия заключения и отражение данного периода жизни в творчестве писателя........................................................................................17
2.4. Вывод по Главе 2......................................................................................21
Заключение......................................................................................................23
Список использованной литературы.............................................................25
Читать дальше
В 1839 году восемнадцатилетний юноша Достоевский писал брату: «Человек есть тайна; ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Великий психолог предчувствовал свое призвание: тайне человека посвящено все его творчество. В романах Достоевского нет пейзажей и картин природы. Он изображает только человека и человеческий мир; герои его — люди современной городской цивилизации, выпавшие из природного миропорядка и оторвавшиеся от «живой жизни».
Писатель гордился своим реализмом: он описывает не абстрактного «общечеловека», придуманного Ж. Ж. Руссо, а реального европейца XIX века со всеми безысходными противоречиями его «больного сознания». Русскому романисту принадлежит открытие подлинного лица героя нашего «смутного времени» — «человека из подполья»; этот новый Гамлет поражен недугом сомнения, отравлен рефлексией, обречен на безволие и бездействие. Он трагически одинок и раздвоен; у него сознание «затравленной мыши».
Психологическое искусство Достоевского прославлено во всем мире. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: он проникает в психологию социальную — семейную, общественную, народную. Величайшие его прозрения относятся к душе народа, к метапсихическому «всеединству» человечества.
Автор «Преступления и наказания» на своем личном опыте пережил трагическую эпоху крушения гуманизма. На его глазах гуманизм отрывался от своих христианских корней и превращался в богоборчество.
Гуманизм хотел возвеличить человека и постыдно его унизил. Достоевский сам был гуманистом, прошел через его соблазны и был отравлен его ядом. Романтик–идеалист эпохи «Бедных людей» увлекается утопическим социализмом и проходит весь диалектический путь его развития: он «страстно принимает» атеистическую веру Белинского и вступает в тайное революционное общество Дурова. Исходя из христианского гуманизма, он приходит к безбожному коммунизму. В 1849 году, приговоренный к смертной казни, писатель стоит на эшафоте. В эти страшные минуты «старый человек» в нем умирает. На каторге рождается «новый человек», начинается жестокий суд над собой и «перерождение убеждений». В Сибири в жизни ссыльного писателя происходят два события, определяющие всю его дальнейшую судьбу: встреча с Христом и знакомство с русским народом. В нечеловеческих страданиях, в борьбе с сомнением и отрицанием завоевывается вера в Бога. По поводу «Легенды о Великом инквизиторе» Достоевский пишет в записной книжке: «И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было, стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»
После каторги религиозная тема образует духовный центр его творчества. Вопрос о вере и неверии ставится во всех больших романах. В 1870 году он пишет Майкову: «Главный вопрос, которым я мучился сознательно или бессознательно всю мою жизнь, — существование Божие».
Читать дальше
1. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. — Praha: YMCA-Press , 1923. — 238 с.
2. Ермаков И. Д. Ф. М. Достоевский (Он и его произведения) // Психоанализ литературы. Пушкин, Гоголь, Достоевский / Вступ. ст. А. М. Эткинда и М. И. Давыдовой; ком. Е. Н. Строгановой и М. В. Строганова. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 512 с.
3. Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1947. 561 с.
4. Селезнев Ю. И. Достоевский. 5-е изд. М.: Молодая гвардия, 2007. –31с.
5. Чулков Г. И. Жизнь Достоевского /Сост., подг. текста, коммент. и вступит. статья О. А. Богдановой. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 472 с.
6. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: 1821–1881 / Сост. Якубович И. Д., Орнатская Т. И.. – Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. – СПб. : Академический проект, 1994. – Т. 2 (1865–1874). – 586 с.
7. «Ежели было только одно вранье, то и оно в высшей степени преступно» Дело Федора Достоевского Журнал "Коммерсантъ Weekend" №14 от 17.04.2015, стр. 22.
8. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, [Электронный ресурс], Тихоокеанский государственный университет, 2021. Режим доступа – https://pnu.edu.ru/ru/library/projects/literary-review/issue11/sovremenniki/ / (дата обращения: 23.09.2021)
9. Достоевский А. М. Воспоминания . — Л. : Издательство писателей в Ленинграде, 1930. [Электронный ресурс], архив. Режим доступа–http://web.archive.org/web/20160305042427/http://smalt.karelia.ru/~filolog/dostoev/texts/vospomin/vospomin.htm / (дата обращения: 23.09.2021)
Читать дальше