ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1.Характеристика понятия «речевой этикет» 5
1.2. Особенности воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Средства воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 17
2.1. Выявление исходного уровня речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр 17
2.2. Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в качестве средства воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Изучение психолого-педагогической и лингвистической литературы позволило сделать вывод о том, что речевой этикет является важнейшей частью речевой культуры человека. Объединяя различные подходы к определению данного понятия, можно сказать, что речевой этикет – это заданные правила речевого поведения, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых в предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.
Основной задачей речевого этикета является установление контакта и поддержание его в доброжелательной тональности.
Речевой этикет выполняет важнейшие функции в обучении и воспитании: коммуникативную, регулятивную, познавательную, эстетическую, этическую и воспитательную.
Сюжетно - ролевая игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами
Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости, одной из форм которой является владение навыками речевого этикета в процессе взаимодействия с окружающими.
Читать дальше
1.ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos(дата обращения 02.11.2021).
2.Андреева Н. А. Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 94-99.
3.Андреева Н.А. Особенности обучения речевому этикету детей дошкольного возраста / Н. А. Андреева // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. - Шадринский государственный педагогический университет, 2017. - С. 118-120.
4.Артеменко О.И., Анзорова С.П. Использование средств речевой деятельности при обучении родному языку // Современные гуманитарные исследования. - 2019. - № 3 (88). - С. 43-45.
5.Арушанова А. А. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей / А. А. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 35 с.
6.Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 537 с.
7.Выготский Л. С. Собрание сочинений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 02.11.2021).
8.Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи / О.Я. Гойхман. – М.: Инфра-М, 2019. – 240 с.
9.Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество: избр. тр. / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2018. – 368 с.
10.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М.: Флинта, 2016. – 496 с.
11.Клюева Н. В. Общение. Дети 5–7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – М.: Акад. развития, 2016. – 160 с.
12.Кон И. С. Словарь по этике. – М.: АСТ, 2015. – 430 с.
13.Курочкина И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета / И. Н. Курочкина // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2015. – № 6. - С. 48-53.
14.Курочкина И. Н. Современный этикет в воспитании культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 224 с.
15.Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
16.Лашкова Л.Л. Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru(дата обращения 02.11.2021).
17.Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodiki_obsledovaniya_razvitiya_rechi_detej_starshego(дата обращения 02.11.2021).
18.Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 2017. – 721 с.
19.Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. - М.: Проспект, 2018. - 306 с.
20.Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс. 2017. - 160 с.
21.Стернин И. А. Русский речевой этикет / И. А. Стернин. – Воронеж: МОДЭК, 2016. – 73 с.
22.Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций. - Воронеж: Истоки, 2013. - 50 с.
23.Сыроватская Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников / Н. И. Сыроватская // Современные наукоёмкие технологии. - 2020. - № 2. – С. 62-63.
24.Тимошина Е. И. Педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства развития речевого этикета старших дошкольников / Е. И. Тимошина, Е. Н. Палева // Череповецкие научные чтения, 2019: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Череповец, 2019. - С. 176-178.
25.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова, А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
26.Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://logoped.name (дата обращения 02.11.2021).
27.Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах: для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 56 с.
28.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Проспект, 2019. - 160 с.
29.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методические аспекты / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2017. – 158 с.
Читать дальше