?>
Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций 6 1.1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему ценностных ориентаций ……………………………………... 6 1.2. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии ………………………………………………… 9 Глава 2. Исследование ценностных ориентаций у студентов ………. 13 2.1. Особенности ценностных ориентаций у студентов ………. 13 2.2. Методика исследования ……………………………………… 16 Глава 3. Анализ результатов исследования …………………………… 20 3.1. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 2 курсов ………………………………………………… 20 3.2. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов ………………………………….. 26 Заключение ……………………………………………………………… 32 Список литературы ……………………………………………………… 35 Приложения ……………………………………………………………… 38

Исследование ценностных ориентаций у студентов

курсовая работа
Психология
35 страниц
63% уникальность
2021 год
29 просмотров
Любенко Л.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций 6 1.1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему ценностных ориентаций ……………………………………... 6 1.2. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии ………………………………………………… 9 Глава 2. Исследование ценностных ориентаций у студентов ………. 13 2.1. Особенности ценностных ориентаций у студентов ………. 13 2.2. Методика исследования ……………………………………… 16 Глава 3. Анализ результатов исследования …………………………… 20 3.1. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 2 курсов ………………………………………………… 20 3.2. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов ………………………………….. 26 Заключение ……………………………………………………………… 32 Список литературы ……………………………………………………… 35 Приложения ……………………………………………………………… 38
Читать дальше
Интерес к основам ценностей отдельного человека и общества в целом всегда возрастал на рубеже исторических эпох, в периоды кризиса или знаковые моменты истории человечества. Данная потребность требовала обращения к проблеме этических ценностей. Радикальные изменения в социальной системе и изменения, произошедшие в российском обществе за последнее десятилетие, потребовали переоценки важности многих основных ценностей. Изменения, заставившие каждого члена общества взять на себя ответственность за свою судьбу, ведут к постепенному утверждению новой системы ценностных ориентаций в общественном сознании. Молодые люди, вступающие в жизнь, больше не связанные со старыми ценностями, не полностью осознали ценности демократического общества, так как их воспитание проходило, по большей части, в среде, сформированной людьми постсоветского общества (люди так называемой «старой закалки»). В связи с этим общество до сих пор находится в процессе самоопределения ценностей. В стенах учебных заведений (в частности, вузов) продолжается формирование системы ценностных ориентаций, что особенно необходимо для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, следовательно, наличием противостояния современных социальных условий, предъявляющих особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточным знанием психологических факторов и механизмов ее развития.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по ОВД. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформированном обществе, их структуры и динамики неизменно остается актуальной на протяжении всего существования социологии в целом и социологии молодежи в частности. Из-за особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи появление новых ценностных ориентаций и девальвация старых затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Процессы, отражающие ценностное сознание молодых людей, имеют здесь особое значение, потому что они представляют ближайшее будущее этих обществ, тем более что это имеет значение по отношению к потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элите общества, которую студенты сами представляют. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие. Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А.Ф. Амировым, Е.Н. Беловой, Р.Г. Гуровой, В.В. Ластовкой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, А.С. Серым, М.С. Яницким и др. Цель работы – изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов ВУЗа. Гипотезой исследования – формирование среды, в которой молодежь приобретает образование, имеет судьбоносное значение на протекании общественных процессов в будущие годы, когда лица данного возраста вступают в средний возраст. От того, какие ценностные ориентации и личные качества приобретаются ими, частично зависит общее состояние и уровень развития общества в дальнейшие годы. Объект исследования – ценностные ориентации. Предмет исследования – динамика ценностных ориентаций у студентов. Задачи исследования: 1. Изучение теоретических подходов к проблеме ценностных ориентаций. 2. Исследование ценностных ориентаций у студентов. 3. Анализ результатов исследования. Методологической основой исследования явились работы отечественных психологов Е.Н. Беловой, Г.Е. Залесского, А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, Л.Л. Шпак, В.А. Ядова, М.С. Яницкого и др. по проблеме исследования ценностных ориентаций. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Методы сбора эмпирических данных (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной). 3. Методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ полученных результатов. Этапы исследования: I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов. II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 1 курса. III этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 2 курса. IV этап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций. Экспериментальная база исследования: При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы были включены испытуемые в количестве 18 человек. Практическая значимость работы состоит в том, исследованные данные могут учитываться при составлении планов развития образовательной траектории для лиц юношеского возраста, вступающий в студенческий период жизни. Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
В процессе работы мы решили задачи, поставленные в начале курса. Мы изучили литературу по теме исследования и рассмотрели теоретические аспекты проблемы. Мы выбрали методы исследования ценностных ориентаций студентов. Проведен сравнительный анализ результатов исследования и сформулированы выводы. Мы провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования и на этой основе выделили определение понятия ценностных ориентаций. Ценность - это важность чего-то в мире для человека, и только признанная ценность способна выполнять самую важную функцию ценности - функцию кодекса поведения. Ценностная ориентация проявляется в определенном направлении сознания и поведения, которое проявляется в социально значимых поступках и действиях. Мы также рассмотрели: место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии и указали на психологические особенности студентов. Результат опроса показал, что когда речь идет о важности жизненных ценностей, на первое место выходит ценность «семья»; на второе  ценность «самосовершенствование»; третье место досталось показателю «здоровье». Результаты опроса показали, что по сравнению с первым курсом на втором курсе количество студентов, желающих применить полученные знания на практике, на 5% меньше; не определились с выбором профессии - на 5% меньше; тем, кто уверен, что они не будут работать по этой профессии - на 10% больше. Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича среди студентов вузов позволили сделать следующие выводы: 1) на первом месте в списке терминальных ценностей, предпочитаемых испытуемыми, безоговорочно преобладают следующие ценности: - здоровье (физическое и психическое); - счастливая семейная жизнь; - уверенность в себе (внутренняя гармония, отсутствие внутренних противоречий, сомнений); 2) такие потребности как: активный образ жизни; иметь хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли смысл; 3) в списке инструментальных ценностей безоговорочно преобладают: - жизнерадостность (чувство юмора); - хорошие манеры (хорошие манеры). 4) третье место разделили такие ценности, как: - честность (правда, искренность); - аккуратность (чистота), умение содержать в порядке в делах; - широта взглядов (умение понимать чужую точку зрения, уважать другие вкусы, обычаи, привычки). В целом у студентов 2 курса достаточно развита система профессиональных ценностей. При этом более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять больше внимания профессиональной этике в образовательном процессе. Также необходимо организовать учебный процесс в соответствии с требованиями рынка, т.е. быть более практичным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, и у студентов будет меньше внутренних конфликтов. В ходе проведенных экспериментальных исследований установлено, что согласно методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина, в списке жизненных ценностей испытуемых доминировали следующие ценности: Ценность личностного развития - субъекты стремятся получить объективную информацию об особенностях своего характера, способностях и других характеристиках своей личности. Опрошенные стремятся к самосовершенствованию, считая, что потенциальные возможности человека практически безграничны и, прежде всего, в жизни необходимо добиться их полной реализации, серьезно относятся к своим обязанностям, компетентны в бизнесе, снисходительны к людям и их недостаткам, требовательны к себе. Ценность «Достижение» - испытуемые стремятся достичь конкретных и ощутимых результатов в разные периоды жизни. Они склонны тщательно планировать свою жизнь, ставя перед собой конкретные цели на каждом этапе и считая, что главное - достичь этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием высокой самооценки. В результате проделанной работы поставленная гипотеза подтвердилась, в итоге осуществленного исследования было установлено, что важное значение в формировании успешных общественных процессов в будущем играют образовательная среда, формируемая родительским сообществом, учебными заведениями, государством, сверстниками, в которой на сегодняшний день обучаются и воспитываются лица юношеского возраста. Таким образом, поставленные в работе задачи были успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Читать дальше
1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования [Текст] / В.Г. Алексеев. - М., 1979. – 123 с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. – 214 с. 3. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С.С. Бубнова // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С. 38-44. 4. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопр. психол. — 1993.— № 5. — С. 99-105. 5. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности [Текст] / Е.С. Волков. - М. - 1981. – 109 с. 6. Выжлецов, Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6. — С. 61-73. 7. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. - 1994. - № 3. – С.13-15. 8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Е.И. Головаха. — СПб.: Питер, 2000. – 106 с. 9. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе [Текст]: Активность и развитие личности / Я. Гудечек. — М., 1989. – 204 с. 10. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] / А.Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. – 239 с. 11. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных отношений [Текст]: учебное пособие для вузов / С.К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. 12. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 429 с. URL: https://urait.ru/bcode/468993 (дата обращения: 01.10.2021). 13. Диянова, З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 173 с. URL: https://urait.ru/bcode/472951 (дата обращения: 01.10.2021). 14. Кавун, Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Л.В. Кавун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 109 с. URL: https://urait.ru/bcode/472071 (дата обращения: 01.10.2021). 15. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов [Электронный ресурс] / С.В. Молчанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 351 с. URL: https://urait.ru/bcode/469126 (дата обращения: 01.10.2021). 16. Немов, Р.С. Психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов [Электронный ресурс] / Р.С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 292 с. URL: https://urait.ru/bcode/470549 (дата обращения: 01.10.2021). 17. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В.А. Сластенин [и др.]; ответственные редакторы В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 232 с. URL: https://urait.ru/bcode/452235 (дата обращения: 01.10.2021). 18. Психология: учебник и практикум для вузов / А.С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А.С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 404 с. URL: https://urait.ru/bcode/468554 (дата обращения: 01.10.2021). 19. Розин, В.М. Психология личности. История, методологические проблемы : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / В.М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 239 с. URL: https://urait.ru/bcode/474257 (дата обращения: 01.10.2021). 20. Феоктистова, С.В. Психология: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 234 с. URL: https://urait.ru/bcode/471872 (дата обращения: 01.10.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Военнослужащий войск национальной гвардии Российской Федерации как участник рынка ценных бумаг»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Особенности немецкого национального характера
Количество страниц:
22
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Характеристику работы компании на рынке за период 2010-2020 год
Количество страниц:
15
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image