Введение………………………………………………………………………….3
1. Математическая психология в теоретической психологии……………...…5
1.1. Математическая психология как раздел теоретической психологии…....5
1.2. Психология и математика. Значение математики для получения достоверных психологических знаний…………………………………………6
2. Методологические принципы и вопросы применения математики в психологии………………………………………………………………..…….10
2.1. Основные методологические принципы психологии………………..….10
2.2. Методологические вопросы применения математики в психологии…..13
Заключение…………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………….23
Читать дальше
Математические методы в психологии вводят как численные зависимости, так и методы статистической обработки данных. Для того чтобы измерить эти данные, в свое время, необходимо установить масштаб этих измерений. И здесь используются такие математические методы в психологии, как регистрация и шкалирование. Эти методы заключаются в выражении изучаемых явлений в числовых показателях.
Математические методы в психологии также используются для обработки данных исследований и установления закономерностей между изучаемыми явлениями. Даже самое элементарное исследование не обходится, естественно, без математической обработки данных. Обработка данных осуществляется вручную и с помощью специального программного обеспечения. Исходный результат может выглядеть в виде таблицы; методы математической статистики в психологии разрешают графически воссоздать полученные данные.
Также существует несколько типов шкал. Однако только некоторые из них годны для математической обработки. Это в основном количественная шкала, которая позволяет измерить степень выраженности конкретных свойств исследуемых объектов и численно показать разницу между ними. Самый элементарный пример – это замер коэффициента интеллекта. Количественная шкала разрешает выполнять операцию ранжирования данных. При ранжировании данные из количественной шкалы переносятся в номинальную, в то время как обратный переход уже невозможен.
Ранжирование - это распределение данных уже в порядке убывания или возрастания оцениваемого атрибута. В то же время применяется количественная шкала. Каждому значению присваивается определенный ранг, после чего уже становится возможным перевод значений из количественной шкалы в номинальную.
Например, измеряемым показателем является уровень тревожности. Было протестировано 100 человек, результаты были ранжированы, и исследователь видит, сколько людей имеют низкий, высокий или средний балл. И все-таки такой способ представления данных приводит за собой частичную потерю информации для любого респондента.
В этом случае измеряется, как изменится среднее значение одного индикатора при изменении индикатора, по отношению к которому он расположен. Он может быть положительным и отрицательным. С увеличением первого снижается второй показатель: например, чем выше уровень тревожности у индивида, тем меньше вероятность того, что он займет лидирующее положение в группе.
Зависимость может быть линейной. Но чаще всего она может выражаться в виде кривой. Конкретные связи могут быть не очевидны на первый взгляд, если используются другие методы математической обработки в психологии. Эти связи помогают установить корреляционный анализ, В этом и есть его главное преимущество.
Каждый специалист, который работает в системе образования в качестве педагога, педагога-психолога, должен обладать теми знаниями математических методов обработки, которые были получены об изучаемом объекте и умеют применять их на практике.
При этом все факторы воздействия с самого начала принимаются как имеющие равное значение, и степень их влияния рассчитывается уже математически. Такой анализ позволяет определить общую причину изменчивости сразу небольшое количество явлений. Для описания полученных данных можно применить методы табуляции и графического построения. Основными условиями являются наличие достаточной выборки, точность измерений и правильность выполненных расчетов. При этом вышеуказанные математические методы в психологии обеспечивают достоверность исследования,
Читать дальше
1. Биркгофф Г. Математика и психология : пер. с англ. / Г. Биркгофф. - М., 2012. - 96 с.
2. Благинин А. А. Математические методы в психологии и педагогике / А. А. Благинин, В. В. Торчило. - СПб., 2016. - 84 с.
3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О.Ю. Ермолаев. - М. : Моск. психолого-социал. ин-т, 2012. - 336 с.
4. Ермолаев-Томин, О.Ю. Математические методы в психологии: Учебник для бакалавров / О.Ю. Ермолаев-. - М.: Юрайт, 2009. - 511 c.
5. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии : учеб.-метод. комплекс / А.Н. Кутейников. - СПб. : Речь, 2015. - 172 с.
6. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2012. - 392 c.
7. Немов Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : Владос, 2012. - Кн. 3 : Психодиагностика : введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики. - 630 с.
8. Остапук Ю. В., Суходольский Г.В. Об индивидных, субъектных и личностных проявлениях индивидуальной тревожности//Ананьевские чтения - 2013. СПб., Изд-во СПбГУ. С. 58-59)
9. Партыка, Т.Л. Математические методы: Учебник / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 c.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2014. - 350 с.
11. Суходольский Г.В. Математическая психология / Г.В. Суходольский. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2015. - 322 с.
12. Шапкин, А.С. Математические методы и модели исследования операций: Учебник / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. - М.: Дашков и К, 2013. - 400 c.
Читать дальше