Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у детей дошкольного возраста 7 1.1 Понятие внимания в современной отечественной и зарубежной литературе 7 1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста 14 1.3 Влияние внимания на игровую деятельность детей дошкольного возраста 21 Глава 2. Эмпирическое изучение внимания детей старшего дошкольного возраста 27 2.1 Методология исследования 27 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31 2.3 Определение условий развития внимания дошкольников в специальных условиях 34 Заключение 41 Список литературы 44 Приложения 47

Особенности внимания детей дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
45 страниц
61% уникальность
2021 год
38 просмотров
Тарасенко К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у детей дошкольного возраста 7 1.1 Понятие внимания в современной отечественной и зарубежной литературе 7 1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста 14 1.3 Влияние внимания на игровую деятельность детей дошкольного возраста 21 Глава 2. Эмпирическое изучение внимания детей старшего дошкольного возраста 27 2.1 Методология исследования 27 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31 2.3 Определение условий развития внимания дошкольников в специальных условиях 34 Заключение 41 Список литературы 44 Приложения 47
Читать дальше
Проблеме свойств внимания у детей с разными типами темперамента уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: В.В. Белоус, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по микроэкономике. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов и многие другие. Е.П. Ильин дает понятие о темпераменте и его типах, свойствах внимания и их проявлении при выполнении учебных заданий, об особенностях учета свойств нервной системы и темперамента в процессе развития внимания. И.В. Дубровина характеризует свойства внимания и особенности их проявления при выполнении учебных заданий, способы развития свойств внимания у детей с разными индивидуально-типологическими особенностями. Я. Стреляу описывает свойства нервной системы и типологические особенности их проявления, методы и средства развития познавательных процессов у детей с разными типами темперамента. М.К. Акимова и В.Т. Козлова рассматривают вопросы, касающиеся проявления основных свойств нервной системы в деятельности учащихся, превентивные меры и специальные приемы, которые могут быть использованы педагогами в процессе развития свойств внимания у детей с разными типами темперамента. Н.Н. Ланге отмечал такое важное, внутренне отличие произвольного внимания, как то, что цель процесса заранее известна субъекту. Иными словами, у него имеется, хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания. Особое место занимают также соображения многих авторов о физиологических механизмах переживаемого человеком чувства усилия. Исследование собственно психологических механизмов произвольного внимания можно датировать работами Л.С. Выготского. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. Анализируя теоретический материал и опыт педагогов-практиков, которые утверждают о снижении уровня внимания у детей как младшего школьного возраста, так и старшего дошкольного. Если в раннем возрасте снижение внимания не существенно влияет на деятельность ребенка, то в предшкольном возрасте сниженные процессы внимания влияют на становление учебной деятельности. Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». Актуальность. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и подбором специальных образовательных психологических средств его коррекции у детей дошкольного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей внимания у детей дошкольного возраста для составления рекомендаций по организации специальных образовательных условий, способствующих повышать уровень внимания дошкольников. Цель исследования: выявить психологические средства организации образовательного пространства, способствующие коррекции внимания у детей дошкольного возраста. Объект исследования: закономерности внимания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития внимания у детей дошкольного возраста в специально организованных условиях. Изучив и проанализировав литературу по данной теме, была выдвинута следующая гипотеза: процесс становления внимания у ребят дошкольного возраста будет результативным, при выполнении условий: проведение занятий будет проходить постоянно как обязательная доля воспитательно-образовательного процесса; в организации работы с ребятами станет предусматриваться индивидуальный уровень развития внимания детей. Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: - проанализировать состояние проблемы исследования в психологической и педагогической литературе; - провести психологический анализ понятий «условия организации пространства», «внимание», «свойства внимания», «виды внимания» и выявить особенности организации условий для развития внимания у детей дошкольного возраста; - выявить особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста; - провести исследование психологических средств, направленных на развитие внимания у детей дошкольного возраста; - определить рекомендации для организации образовательного пространства, способствующих развитию внимания дошкольников. Методологической основой исследования явились теоретические положения по развитию особенностей проявления закономерности внимания у детей дошкольного возраста В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, И.В. Дубровиной, Я. Стреляу, Б.М. Теплова, Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина и других. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, методы качественного и количественного анализа данных. Методики исследования: - «Запомни и расставь точки»; - «Найди отличия». Методы математико-статистического анализа данных: - непараметрический метод сравнительного анализа критерий Спирмена База исследования: исследование осуществлялось на базе дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением коррекционно-образовательного процесса. Практическая значимость работы: педагоги дошкольного образования могут взять из материалов данного исследования разработки методической документации по развитию внимания у детей дошкольного возраста. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (25 источников).  

Читать дальше
Внимание выступает одним из основных психических процессов, обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому мониторинг уровня развития внимания старших дошкольников является важнейшей задачей детского психолога. Еще более важной задачей является коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии внимания. Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы о влиянии специально организованной игровой деятельности на формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Внимание – это особая форма контроля, идеального сокращенного и автоматизированного действия. Источником ослабления внимания является преждевременный и незамеченный выход из-под контроля выполняемого действия, утрата интереса к нему. Поэтому коррекционно-развивающая работа основывалась на организации образовательного пространства, которая обеспечивала поддержку интереса к выполняемому действию и сохранению контроля над ним. Неустойчивое и недостаточно автоматизированное действие особенно чувствительно к внешним помехам, утомлению и нуждается в дополнительной активизации со стороны взрослого. Поэтому к психологу, ведущему игровую программу, предъявляются высокие требования с точки зрения чувствительности к утрате интереса ребенка и его поддержки. Существенный интерес исследования заключен в том, что не выявлено положительной динамики в развитии переключения внимания на слуховом материале у дошкольников под влиянием специально организованной игровой деятельности. Успешность выполнения теста определяется, прежде всего, свойствами нервной системы человека (силой и уравновешенностью). Кроме того, возможно предположить, что у старших дошкольников чувственное внимание доминирует над интеллектуальным. Чувственное внимание связано с работой органов чувств, а интеллектуальное менее эмоционально окрашено и связано с направленностью мысли. Предлагаемые игровые задания направлены на функционирование чувственного внимания и не стимулируют интеллектуального. Данный факт, полученный в результате исследования, может послужить основой дальнейших исследований по проблеме внимания дошкольников. Цель исследования, которая заключалась в изучении процессов внимания и его свойствах, достигнута, а результаты легли в основу проектирования образовательной среды в группе. В ходе экспериментальной работы было выявлено, что по методике «Найди отличия» получены следующие результаты: 1 результат (10 %) с высоким уровнем, когда отличия были найдены почти все, 5 результатов выше среднего (50 %), 4 результата среднего уровня (40 %). Результаты методики говорят о наличии высокого уровня внимания, но с преобладанием среднего. Такие результаты объясняются наличием опыта выполнения задания. По методике «Повтори точки», которая направлена на распределение внимание и его концентрацию, было выявлено, что дети имеют низкий и очень низкий уровень распределения внимания, а общий уровень группы не поднимается выше среднего уровня. С низким уровнем получилось 4 результата (40 %), со средним уровнем аналогично 4 результата (40 %) и 2 результата с очень низким результатом (20 %). Такие результаты свидетельствуют о потребности повышать концентрацию внимания. А в повседневной жизни это будет выражаться в повышенной утомляемости, повышенном уровне переутомления и, как следствие, выраженном перевозбуждении. Перегрузка может возникать даже в процессе простых обучающих действий, сниженной интеллектуальной нагрузке. Для определения статистической значимости был выбран коэффициент Спирмена, он показал, что корреляция между А и В достигает уровня статистической значимости. Таким образом, данные методик выявили проблему в процессах внимания старших дошкольников, снижен уровень концентрации, замедлена скорость реакции. Поэтому актуальным является организация специальных условий для активизации концентрации внимания и уровня развития. Таким образом, внимание является необходимым условием успешности ребенка, поэтому важно учитывать, как специально организованные формы развития внимания, так и нестандартные.  
Читать дальше
1. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте / М., 2019. – 347 с. 2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2019. – 196 с. 3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., 2016. - С. 220–228. 4. Гаспарова, Е. В. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. В. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №7. – С.45. 5. Гатанова, М. В. Развиваю внимание / М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2020. – 281 с. 6. Гильбух, Ю. З. Внимание и его воспитание / Ю.З. Гильбух, Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 2019. - 160 с. 7. Детский сад – пространство роста: Cб. материалов участников конф / Из-во «Международные образовательные проекты», 2020. – 34 с. 8. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика / Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. М., 2020. – 124 с. 9. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2019. № 6. - С. 15–19. 10. . Матюхина, М. Ч. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / М.Ч. Матюхина, В.С. Мухина. - М.: Академия, 2020. - 456 с. 11. Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С.15 12. Москалик И. А. Динамика внимания неслышащих школьников в процессе зрительного восприятия / Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016. – 47 с. 13. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2020.- 443 с 14. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2021. - 104 с. 15. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2017. – 100 с. 16. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. М., 2015. – 346 с. 17. Практикум по возрастной психологии / СПб.: Речь, 2021. - 682 с. 18. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2018.- 350 с. 19. Самохвалова, В. И. Возрастные и индивидуальные различия внимания / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия внимания. - М.: Просвещение, 2017. - 118 с. 20. Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова. – М.: Педагогика, 2016. – 112 с. 21. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Практическая психология и логопедия. 2017. № 5 (28). - С. 34–44. 22. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2018. – 358 с. 23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2019. – 678 с. 24. Diagnostik von Konzentration und Aufmerksamkeit. Jahrbuch der pädagogischpsychologischen iagnostik / Büttner G. Schmidt-Atzert L. (Hrsg.). Band 3. Göttingen, 2018. – 234 p. 25. Testbatterie zur Aufmerksamkeitsprüfung (Peter Zimmermann und Bruno Fimm): Referat von E. Milhahn, B. Inkret. URL: http://www.seelensammler.de/ uni/arbeiten/TAP.pdf (дата обращения: 01.11.2021). 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Биржевые сделки
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
Количество страниц:
40
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Общая психология
реферат
Неопрагматизм Ричарда Рорти
Количество страниц:
10
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image