Введе-ние………………………………………………….…………..…………………3
1. Теоретические аспекты демографической структуры населения Рос-сии………..5
1.1 Краткая характеристика демографической структуры ………………………….5
1.2 Проблемы демографии в РФ ……………………………………………………...8
1.3 Пути решения демографических проблем на основании прогно-за……………15
2. Анализ демографической структуры населения России ………………………..18
2.1 Показатели демографической структуры населения России за 5 лет ………...18
2.2 Определение средних показателей динами-ки…………………………………..20
2.3 Построение математической моде-ли…………………………………………….23
2.4. Разработка прогноза на 3 го-да…………………………………………………...28
Заключе-ние…………………………..…...……...…………….....................................33
Список использованной литерату-ры…………………………..…….........................36
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Демографическая политика – это специальная деятельность органов пуб-личного управления и иных общественных институтов, объединяющая меро-приятия правотворческого, организационного, экономического, социального, идеологического характера, разрабатываемые и реализуемые для целенаправ-ленного воздействия на процессы воспроизводства населения с целью обеспе-чения эффективного развития личности, общества и государства.
Демографическая политика сегодня выступает важнейшим направлением публичного управления всякого общества. Так, например, не вызывает сомне-ния, взаимосвязь количества и качества трудовых ресурсов и экономического развития определенной территории.
При этом важно подчеркнуть, что властное воздействие на демографиче-ские процессы в стране нельзя охарактеризовать как однонаправленное: от де-мографической ситуации во многом зависит уровень социально-экономического развития, а в свою очередь политическая, социальная и эконо-мическая обстановка определяет и демографические процессы.
Российское государство на всем протяжении своего исторического разви-тия занимала огромную территорию, однако размер территории не является гарантом демографической стабильности. Демографическая ситуация в стране с 1990-х гг. характеризуется такими негативными тенденциями, как рост смерт-ности и сокращение рождаемости.
С 1992 г., что зафиксировано в действующей Концепции демографиче-ской политики, размер показателя смертности населения превысил рождае-мость. Указанное привело к ежегодно фиксируемому сокращению российского населения. Только в 2009 г. в демографической ситуации наметились положи-тельные сдвиги – население начало расти. Эта тенденция сохраняется: в период с 2009 г. по 2020 г. население России увеличилось почти на пять миллионов человек.
При этом прогнозы Организации объединенных наций менее утешитель-ны. Ежегодно в своих докладах международная организация отмечает, что в России демографический кризис не преодолен: показатель рождаемости рос-сийского населения также низок, как в развитых государствах, в то время как показатель смертности российского населения совпадает с показателем смерт-ности населения в развивающихся странах.
Очевидно, что без разработки и реализации эффективных инструментов демографической политики названные негативные демографические тенденции не могут быть преодолены. Кроме того, инструменты демографической поли-тики должны применяться во взаимосвязи с экономическими и социальными мероприятиями.
Основные направления демографической политики в современной России Международная практика публично-правового воздействия на демографиче-ские процессы позволяет выделить следующие основные направления усилий органов власти в отношении демографической ситуации: для стран, чей уро-вень развития характеризуется как «развивающиеся», в качестве приоритетных целей демографической политики называются сокращение естественного при-роста населения посредством просвещения населения, в том числе в вопросах контрацепции, планированию семьи и пр., а также реализации мер экономиче-ского и административного характера; для стран, чей уровень развития харак-теризуется как «развитые», приоритетами демографической политики высту-пают обеспечение естественного прироста населения посредством использова-ния инструментов экономического стимулирования – предоставления на льгот-ных условиях заемных средств для нужд семьи, выплаты государственных по-собий при рождении ребенка и пр.
Утвержденная главой Российского государства Концепция демографиче-ской политики до 2025 г. в качестве основных принципов регулирования демо-графических процессов определяет: комплексный подход к управлению демо-графическими процессами – рождаемостью, смертность, миграцией; фокусиро-вание властных усилий на приоритетных задачах демографической политики посредством выявления по каждому направлению наиболее острой проблемы и организации и реализации воздействия на нее в первую очередь; оперативная реакция органов публичного управления на актуальные демографические про-цессы; разработка и реализация мероприятий региональной демографической политики исходя из региональной специфики демографической обстановки; ак-тивное сотрудничество органов публичного управления с общественными ин-ститутами для решения демографических проблем; согласование усилий орга-нов публичного управления различных ветвей власти и различных уровней власти для решения демографических проблем.
В качестве основных направлений демографической политики в совре-менной России Концепция называет: снижение показателя смертности россий-ского населения трудоспособного возраста от причин внешнего характера; снижение показателя смертности среди матерей и новорожденных; обеспечение здоровья младшего поколения российского населения; обеспечение репродук-тивного здоровья российского населения; обеспечение здоровья населения страны в целом; рост рождаемости посредством рождения в семьях двух и бо-лее детей и пр.
Предпринимаемые государством меры в области демографической поли-тики нельзя признать эффективными по ряду причин: меры исключительно де-мографического характера, то есть точечно направленные на повышение рож-даемости, например, выплата материнского капитала, оказывают кратковре-менное воздействие; нестабильность экономической ситуации, безработица, не-достаточные меры социальной поддержки не позволяют в полной мере реали-зовать инструменты демографической политики и пр.
Таким образом, любая мера демографического характера должна реали-зовываться во взаимосвязи с иными инструментами, обеспечивающими соци-ально-экономическое развитие территорий и благосостояния населения.
Читать дальше
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Фе-дерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 г.) // СПС «Гарант».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // СПС «Гарант».
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1298-р (ред. от 23.12.2019) <Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года> // СПС КонсультантПлюс
4. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ха-баровского края до 2030 г. : постановление правительства Хабаровского края от 13.06.2018 г. №215-пр [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант плюс.
5. Постановление № 4929 от 20.11.2013 г. «Жилье для молодых семей до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс
6. Аганбегян А. Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России // Народонаселение. 2017. №3 (77). С. 4-23.
7. Архангельский В. Н., Данилова И. А., Дмитриев Р. В., Хасанова Р. Р. Перспективы демографического развития России до середины века // Наро-донаселение. 2017. № 3 (77). С. 24-38.
8. Бондаренко, И. Е. Национальный проект «Демография» — страте-гический вектор развития страны / И. Е. Бондаренко. — Текст: непосредствен-ный, электронный // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58831/ (дата обращения: 08.11.2021).
9. Белобородое И.И. Резервы семейно-демогра-фической политики в России в контексте прогнозируемой депопуляции населения: Аналит. обзоры РИСИ / И. И. Белобородое; Рос. ин-т стратег, исслед. - М.: РИСИ, 2015,- Вып. 1.-46 с.
10. Буланова Марина Алексеевна Демографическая политика в Россий-ской Федерации: целевые установки и их достижение // Власть и управление на Востоке России. 2017. №4 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskaya-politika-v-rossiyskoy-federatsii-tselevye-ustanovki-i-ih-dostizhenie (дата обращения: 08.11.2021).
11. Верещагина, А.В. Демографическая безопасность России: моногра-фия / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, П.В. Станиславский; под ред. Самыгина П.С. М.: РУСАЙНС, 2016. - 116 с.
12. Елин Альберт Максимович, Пашин Николай Петрович Проблемы демографии и пути их решения в современной России // Вестник науки и обра-зования. 2019. №17 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-demografii-i-puti-ih-resheniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.11.2021).
13. Зарубин, А.П. Демографическая безопасность и миграционная по-литика в Российской Федерации / А.П. Зарубин // Синергия наук. 2018. №25. С.573-580.
14. Золотарчук В.В., Ярин В.А. Демографическая ситуация в Хабаров-ском крае: современные тенденции и перспективы // Электронное научной из-дание «Ученые заметки ТОГУ». 2020. Том 11. №1. С. 1-6
15. Золотарчук В.В., Золотарчук В.А. Демографическая ситуация в го-родском округе «город Хабаровск»: ретроспективная оценка и долгосрочный анализ // Электронное научной издание «Ученые заметки ТОГУ». 2017. Том 8. № 1. С. 421-428
16. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aksp.ru/work/sd/demograf/dem_docs/kon c_2015.pdf. - (Дата обраще-ния: 08.11.2021).
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения 08.11.2021)
Читать дальше