Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект энергобезопасности Европейского союза 5
1.1 Сущность и понятие энергетической безопасности 5
1.2 Характеристика энергетических ресурсов, принадлежащих странам Европейского союза 8
Глава 2. Анализ проблематики энергоресурсного обеспечения европейского союза 12
2.1 Проблематика энергетической безопасности Европейского союза 12
2.2 Направления решения проблематики энергетической безопасности Европейского союза 17
Глава 3. Отношения европейского союза с Россией на рынке энергоресурсов 22
3.1 Регулирование отношений ЕС на рынке углеводородов 22
3.2 Отношения Европейского Союза с Россией по поставкам электрической энергии 25
Заключение 27
Список используемых источников 29
Читать дальше
Обеспечение энергетической безопасности ЕС является приоритетной задачей для европейских стран, особенно в контексте последних событий на политической арене, таких как кризис в Украине, пытающейся войти в состав ЕС. Фактически, энергетическая безопасность Европы в настоящее время находится под угрозой, и опасения европейцев по поводу их зависимости от импорта энергоносителей также возрастают.
Энергетическая политика, проводимая ЕС, несмотря на ее долгосрочную эволюцию, неэффективна. Европейский союз сформулировал единые правила для энергетического сектора на уровне ЕС, но на самом деле существует 28 национальных нормативных рамок. Интегрированная энергетическая система ЕС повысит эффективность рынка за счет конкуренции, координации цен и обеспечения надежности поставок.
Предполагается, что энергетический альянс ЕС обеспечит Европе доступ к надежным, доступным и экологически чистым энергетическим ресурсам. Достижение этой цели приведет к фундаментальным изменениям в энергетической системе ЕС. Наиболее серьезные дебаты вызывает инициатива по введению единой системы закупочных цен на природный газ по всей Европе. Возросшая зависимость от импорта требует мер по ее устранению. Нынешние торговые отношения с Россией вызывают особую озабоченность.
Для отдельных стран ЕС с ценами ниже среднего гораздо выгоднее продолжать торговлю на тех же условиях. Тем не менее, перед Европой по-прежнему стоит важная задача - разработать единую систему координации закупочных цен и найти более благоприятные условия для стран ЕС, которые столкнулись с наибольшими трудностями в области импорта и энергетической безопасности.
Поэтому реализация единой энергетической политики необходима для обеспечения энергетической безопасности стран ЕС.
Однако инициатива введения единых закупочных цен в чистом виде является малоприменимой на практике. Тем не менее, Евросоюзу необходимо выработать единый механизм, единую систему формирования закупочных цен.
На данном этапе, на мой взгляд, наиболее подходящим вариантом является введение системы скидок на уровне ЕС для стран, которые не могут самостоятельно договориться о льготных ценах.
Эта мера приведет к координации цен, улучшит экономические условия стран Восточной Европы и ЕС в целом, а также откроет новые торговые возможности между ЕС и Россией, что позволит снизить зависимость от импорта энергоносителей и повысить энергетическую безопасность.
Взяв на себя ведущую роль в достижении климатической нейтральности, Европейский Союз принял пакет предложений по подготовке политики ЕС в области климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения, с тем, чтобы к 2030 году выбросы парниковых газов Союза сократились как минимум на 55% по сравнению с уровнем 1990 года.
По сравнению с 2019 годом выбросы парниковых газов в ЕС снизились почти на 10% в 2020 году, что является беспрецедентным падением выбросов в результате пандемии COVID-19, что привело к общему сокращению выбросов на 31% по сравнению с 1990 годом.
По последним данным, энергетическая бедность затрагивает до 31 миллиона человек в ЕС, и этот вопрос останется в центре внимания в контексте экономических проблем, связанных с COVID-19, и текущей ценовой ситуацией.
Читать дальше
1. Баитов А.В., Великороссов В.В., Карякин А.М. Энергетическая безопасность России в условиях рыночных отношений. – М., 2019. – С.78-81.
2. Громов А. Новая энергополитика ЕС: заменят ли ВИЭ и водород российский газ? // Энергетическая политика. Общественно-деловой научный журнал : [Электронный ресурс] : режим доступа: https://energypolicy.ru/a-gromov-novaya-energopolitika-es-zame/energoperehod/2020/16/09/ (дата обращения: 20.11.2021)
3. Пашковская И.Г. Развитие политико-правовых основ Энергетического союза ЕС // Право и политика. — 2018. – № 4. – С.40-50.
4. Состояние Энергетического союза в 2021 году: возобновляемые источники энергии превосходят ископаемое топливо как основной источник энергии в ЕС : [Электронный ресурс] : режим обращения: https://serjmin.com/sostojanie-jenergeticheskogo-sojuza-v-2021-godu-v-evrosojuze/ (дата обращения: 20.11.2021).
5. Шестопалов П. В. Энергетическая безопасность: определение понятия и сущность // Проблемы экономики и юридической практики № 5, 2019, – С. 200-201.
6. Climate impacts in Europe. Final report of the JRC PESETA III project, Ciscar J.C., Feyen L., Ibarreta D., Soria A. (coordination), European Commission Joint Research Centre Science for Policy Report, European Union, 2018, – 91 p.
7. Oettinger G., Novak A. Roadmap EU-Russia Energy Cooperation until 2050 //Official Website of the European Union // URL.: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2013_03_eu_russia_roadmap_2050_signed.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
Читать дальше