ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 5
1.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 7
1.3 Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 16
2.1 Динамика применения таможенного регулирования ВЭД 16
2.2 Проблемы реализации регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях ЕАЭС 19
2.3 Пути решения проблем внешнеэкономической деятельности в условиях ЕАЭС 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Читать дальше
Важную роль в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют запреты и ограничения, которые неразрывно связаны с административным упорядочением отношений государств с участниками ВЭД с помощью применения правил, инструментов и методов ограничительного или запретительного характера Формирование комплекса мер государственного регулирования во внешней торговле осуществляет каждое государство в зависимости от целей и особенностей внешнеторговой политики. Процесс расширения свободы экономических действий хозяйствующих субъектов России, взявший свое начало в прошлом веке, значительно расширил круг лиц, которые получили право для выхода на внешний рынок. Стремительное увеличение масштабов перемещения товаров через границу, повысило роль и значение экономического регулирования экспортно-импортных отношений.
После вступления в силу Договора ЕАЭС устранена коллизия, связанная с трактовкой нетарифных мер как запретов и ограничений лишь экономического характера, что нередко приводило к возникающим спорным вопросам при обеспечении таможенными органами разрешительного порядка перемещения специфических товаров. Законодательство, как РФ, так и ЕАЭС основывается на принципах ВТО и других международных стандартов, но имеет свои особенности. При этом процесс использования запретов и ограничений регулируется нормативно-правовыми актами ЕАЭС, а также собственным законодательством.
Сегодня таможенные платежи выступают как значимый источник образования доходной части федерального бюджета РФ. Наиболее значимыми таможенными платежами являются НДС, таможенные пошлины, единые таможенные платежи с физических лиц, акцизы. Посредствам регулирования размера и использования некоторых видов таможенных платежей государство имеет возможность воздействовать на формирование экономической ситуации, структуры и объемов внешней торговли. В целом, основываясь на мировой практике применения запретов и ограничений, можно выделить проблемные аспекты, которые требуют решения: отсутствие единого перечня товаров или же он плохо разработан, не структурирован по разделам; положения, разработанные в разных странах по применению такого рода ограничения, зачастую имеют разную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе; бюрократия и прочие. Экономические возможности стран ЕАЭС, к сожалению, все еще не позволяют говорить о единой наднациональной политике, которая бы устраивала всех. Более того, из-за неразвитости внутреннего рынка ЕАЭС, сегодня по-прежнему остается актуальным вопрос его защиты. При этом подходы к его решению у участников объединения в ряде случаях оказываются диаметрально противоположными. Одной из главных проблем, при уплате таможенных пошлин, является реальный недостаток межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с ФТС. Кроме того, требуется сформировать результативную комплексную модель автоматической моментальной уплаты таможенных платежей.
При этом важно отметить, что в целом перспективы развития запретов и ограничений в мире связаны непосредственно с унификацией методологии такого регулирования. Реализация вышеперечисленных мероприятий должна быть возложена на правительства государств-членов ЕАЭС, а также на членов ЕЭК и Евразийского экономического суда. Важно, что их реализация должна проводиться комплексно и всесторонне. Унификация таможенного законодательства в рамках ЕАЭС и с международными стандартами в сфере таможенного дела. Необходим новый уровень многосторонних экономических отношений, который будет помогать международному взаимодействию. Это откроет границы для более рационального выполнения таможенной политики, ориентированной на интеграцию в мировое хозяйство.
Читать дальше
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947г.// Собрание законодательства РФ 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI) С. 2916 - 2991.
2. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) // СПС «Консультант Плюс».
3. Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года(ред. от 26.06.1999) // СПС «Гарант».
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.10.2019) // СПС «Гарант».
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)(ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ, 2018, № 1.
6. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.09.2005 N 245 «О Правилах оформления лицензии на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю»// СПС «Консультант Плюс».
7. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»(ред. от 19.12.2012) // СПС «Консультант Плюс».
8. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»// СПС «Гарант».
9. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»(ред.от 11.12.2018) // СПС «Консультант Плюс».
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (ред. от 04.09.2017) // СПС «Консультант Плюс».
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 15.06.2021) «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «Консультант Плюс».
12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 № 83 «Об утверждении перечня товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта» (ред.от 16.10.2018) // СПС «Консультант Плюс».
13. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)»// СПС «Гарант».
14. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред.от 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
15. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс».
16. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред.от 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
11. Постановление №691 от 15 сентября 2008 г. «Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»(ред.от 04.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1567-р (ред. от 18.03.2014) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами»// СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ ФТС РФ от 29.12.2011 №2652 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» //СПС «Консультант Плюс».
17. Алексеева Т.О. Анализ роли таможенных органов в осуществлении таможенного контроля //Финансы и кредит. -2017.-С.1678-1689.
18. Артамонов А.А. Фискальная функция таможенных пошлин как инструмент защиты российской экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. —2018. — № 3(24). — С.34-36.
19. Ахмедзянов Р.Р. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. – 2019. – № 11. – С. 70-73.
20. Гомон И.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 2 (91). – С. 80-87.
21. Мариненко Т. В. Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей // Молодой ученый. — 2018. — №26. —С.122-127.
22. Платонова И. С. Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 103-106.
23. Побирченко П.Г. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД // Сборник статей по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017 -№ 5(53).- С.255-268.
24. Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Совершенствование механизма разрешения противоречий при администрировании таможенных платежей //БУКЭП. — 2017. — №4. — С.26-39.
25. Рыльская М. А., Кожанков А. Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза //Финансы: теория и практика. – 2018. – №4 Т.22. – С.88-103.
26. Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – С.237-252.
27. Экономическая безопасность: учебное пособие/ под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 295 с.
28. Результаты деятельности ФТС РФ [Электронный ресурс]//Официальный портал Федеральной таможенной службы. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-
Читать дальше