Введение...................................................................................................................3
1. Понятие языковой игры......................................................................................5
2. Понятие прецедентного феномена.....................................................................8
3. Разновидности прецедентных феноменов (по происхождению, по форме и др.)...........................................................................................................................10
4. Типы трансформации прецедентных феноменов...........................................15
Заключение.............................................................................................................21
Список литературы................................................................................................22
Читать дальше
Феномен прецедентностн (ФП) - характерная черта современного языка вообще и языка газеты в частности. Прецедент - это «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода». В языке СМИ, оказывающем значительное влияние на систему общенационального языка, первыми обнаруживаются тенденции, намечающиеся в развитии данной системы. Язык газеты сложен для изучения, так как имеет собирательную основу, заключенную в многожанровости и своеобразной «многоподстильности». В языке СМИ стилистически нейтральные языковые средства выполняют функцию сообщения о положении дел, фактах, событиях, а языковые средства с оценочным значением, обусловленным выбором автора, отвечают за осмысление, характеристику того или иного события, вырабатывают у адресата определенное отношение к происходящему.
По сравнению с текстами СМИ 1970-х гг., в газетах 2000-х гг. прецедентные феномены стали использоваться значительно чаще, причем источниками ПФ служат как произведения классической литературы, так и произведения «возвращенной» литературы (невозможные для цитации в 1970-х). Но наиболее частотными современными источниками ПФ все же становятся слова популярных песен, анекдотов (зачастую выходящих за рамки приличия), безграмотные высказывания политиков, реплики из современных фильмов жанра action.
Отмечается явное снижение уровня речевой культуры (устной и письменной), продолжается засорение языка стилистически сниженной лексикой, варваризмами, нарушением грамматических и синтаксических норм языка.
Обнаруживается тенденция к обеднению когнитивной базы читателя (а нередко и создателя текста) и, как следствие, образование лакун, приводящих к срыву коммуникации. Тем не менее обращенность газетного языка к массовой аудитории, необходимость воздействия, которая связана с поисками экспрессивных средств выражения, с одной стороны, и качественные изменения в сфере современных СМИ, а именно тенденция к разговорности и стремление к косвенному воздействию, с другой стороны, позволяют использовать в полной мере прецедентные феномены и творческий потенциал авторов для максимального воздействия на читательскую аудиторию, тем самым участвуя в формировании и развитии языкового вкуса и изменении общественного сознания
Читать дальше
1. Бакытжанова А.Е. Прецедентный текст в печатных СМИ (на материале заголовков российских газет 1970-х-2000-х гг.). https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnyy-tekst-v-pechatnyh-smi-na-materiale-zagolovkov-rossiyskih-gazet-1970-h-2000-h-gg (Дата обращения: 01.12.2021)
2. Басова Л.В. Прецедентные феномены в региональных печатных СМИ (на примере газетной публицистики тюменской области).https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-fenomeny-v-regionalnyh-pechatnyh-smi-na-primere-gazetnoy-publitsistiki-tyumenskoy-oblasti(Дата обращения: 01.12.2021)
3. Будаев Э.В. Прецедентные имена в СМИ: методики исследования. https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-imena-v-smi-metodiki-issledovaniya(Дата обращения: 01.12.2021)
4. Высоцкая И.В. Спорные вопросы теории прецедентности // Критика и семиотика. 2013. № 18. С. 117-137.
5. Высоцкая И.В. Прецедентные феномены в современной рекламе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 112-116.
6. Высоцкая И.В., Перфильева Е.Ю. Типология способов трансформации прецедентного текста в газетном заголовке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 6. С. 118-124.
7. Голубничая А.В. Прецедентные имена как культурный знак // Поливановские чтения. 2019. № 13. С. 48-53.
8. Золотарев М.В. Прецедентные феномены: методы исследования // Язык и мир изучаемого языка. Сборник научных статей . Саратов, 2017. С. 47-51.
9. Лебедева Е.Б. Уточнение понятия «языковая игра» в лингвистике // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 48-63.
10. Полевщикова А.С. Понятие «языковая игра» и его эквиваленты в современном немецком языке // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. Т. 2. № 20. С. 136-138.
11. Розин В. М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 2019. № 6. С.26–37.
12. Сашенко М. В. Малые литературные формы в журналистском произведении // Современная филология: актуальны проблемы, теория и практика: Сб. матер. II междунар. научн. конф. Красноярск, 2017. С. 88–91.
13. Смолина М.И. О смежности понятий языковая игра, игра слов и каламбур // Язык текущего момента. Материалы IV международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 237-239
14. Фаткуллина Ф.Г., Саяхова Д.К. О понятии «прецедентный феномен» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-2. С. 161-164.
Читать дальше