Введение 3
1. Современные особенности адаптации школьников к обучению в школе 4
2. Особенности академической адаптации в младшем школьном возрасте 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Отражено, что современные условия развития ребенка младшего школьного возраста характеризуются выраженной динамичностью и изменчивостью. В связи с этим приспособление к образовательной среде обучающихся имеет перманентный характер, а проблема академической адаптации младших школьников не теряет своей актуальности.
Установлено, что проблема адаптации детей к школе из года в год волнует психологов и педагогов. Несмотря на множество исследований по этой проблематике, к сожалению, на данный момент нет какой-то единой, общепринятой программы работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста. Детям-дезадаптантам требуется своевременная помощь, если же она не будет оказана, то у них могут образоваться: личностные нарушения в развитии, отставание по учебной программе, неадекватные модели поведения и другие нарушения. Дезадаптация отрицательно сказывается на эмоциональном, психическом и физическом состоянии детей. Поэтом так важно психологу и педагогу найти основные причины школьной дезадаптации и сделать на них акцент в своей работе по её преодолению.
Выявлено, что анализ психолого-педагогической литературы показал, что школьная дезадаптация возникает при нарушении механизмов адаптации детей к школе. Понятие школьной дезадаптации собирательное и включает: социально-средовые признаки (особенности семейных и детско-родительских отношений, бытовые особенности окружающей ребёнка среды, межличностные отношения); психологические признаки (индивидуальные/ личностные, акцентуация и направленность личности, препятствующие необходимому уровню включения в учебный процесс); медицинские (отклонения в психофизическом развитии ребёнка). Из всего этого можно определить школьную дезадаптаци как социально-психологический процесс нарушений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками общения и взаимодействия в коллективной учебной деятельности.
Читать дальше
1. Амонашвили, Ш. А. В школу - с шести лет / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1986. - 176 с.
2. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. – Москва : Кнорус, 2016. – 348с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия]. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет. // Собр.соч.: В 6 т. под ред., [с послесл., с. 386-403, и коммент.] Д. Б. Эльконина : Собрание сочинений : В 6-ти т. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
5. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка /В.В. Давыдов // Психическое развитие младшего школьника / под ред.В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990. – 168 с.
6. Заваденко, Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21-28.
7. Иванова, И. П. Психология изучения и развития младшего школьника: учебное пособие/ И.П. Иванова, Щ.В. Патеева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 158 с.
8. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2011.-236 с.
9. Литвиненко, Н. В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. – 2007. – 47 с.
10. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин, чл.-кор. АПН СССР. - Москва: Знание, 1974.- 63 с.
Читать дальше