Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов:
1) права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами.
2) все права делятся на четыре группы:
- личные права. Данная категория является наибольшей в числе классификации видов конституционных прав РФ. Сюда относятся такие права, как, например, право на жизнь. К личным правам и свободам граждан относятся также достоинство личности и его охрана, частная неприкосновенность, в которую входят личная и семейная тайны, а также защита собственной чести.
- политические права. Это, например, возможность думать и говорить, что хочется, это возможность получения любой необходимой информации любым доступным (но главное – легальным) методом (кроме тех данных, что относятся к государственной тайне), это свободные средства массовой информации, открыто выражающие свои точки зрения по любому вопросу. Каждый, кроме того, вправе устраивать митинги и демонстрации, собирать встречи, организовывать союзы и объединения. Все жители нашей страны имеют право участвовать в выборах (как выбирать других, так и выставлять свои собственные кандидатуры).
- к основным экономическим правам и свободам человека и гражданина, которые регулируются Конституцией РФ, а также конкретизируются отдельными федеральными законами, следует отнести: право частной собственности; право и свобода предпринимательской деятельности; право на вознаграждение за труд и др..
3) гарантом прав и свобод человека выступает не только государство, но и государственные органы, которые в пределах своей компетенции и полномочий, способствуют восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
Государственная защита осуществляется посредством гарантии права граждан на обращения. Реализация конституционного права на обращение в органы внутренних дел отличается особым демократизмом и предполагает преднамеренное упрощение способов подачи обращений граждан (возможность подачи обращений по телефону, непосредственно должностному лицу вне процедуры личного приема и др.), а также увеличение их количества (прием обращений посредством факсимильной связи, специальных электронных форм на официальных сайтах, мобильного приложения и т.д.) и установление дополнительных гарантий, направленных на повышение качества рассмотрения обращений граждан по существу заявленных требований (дифференциация процедуры рассмотрения различных видов обращений, сбор сведений, имеющих значение для принятия решения, учет отзывов о деятельности и др.).
Таким образом, рассмотрение обращений граждан является важным направлением работы деятельности органов внутренних дел. При этом сложившееся в полиции нормативное регулирование работы с обращениями граждан свидетельствует о его прогрессивной динамике.
Представляется, что правовые акты МВД России, регулирующие работу с обращениям граждан (несмотря на то, что являются подзаконными актами) в своей совокупности не только предоставляют различные способы подачи обращений, но и гарантируют их своевременное и всестороннее рассмотрение, тем самым, способствуя обеспечению предусмотренной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами надлежащей реализации субъективного конституционного права граждан Российской Федерации на обращение, а установленный в рассматриваемом ведомстве порядок получения и разрешения обращений граждан гарантирует эффективную охрану и защиту конституционных прав и свобод личности и предопределяет качественное обеспечение конституционного правопорядка в России.
Право – это не только тексты законов, это всегда еще и традиции, представления о должном, присущие данному обществу, без понимания и учета которых добиться эффективного исполнения формальных правил и процедур весьма затруднительно. Эти традиции и представления со временем меняются, и порой эти изменения столь значительны, что требуют нормативного закрепления, в т.ч. в самом Основном Законе. Если закон будет содержать слишком абстрактные формулировки, не имеющие отношения, например, к нарушению норм судейской этики, то судьи окажутся в крайне зависимом положении. Это приведет к тому, что средства судебной защиты нарушенных прав граждан окончательно и полностью перестанут быть эффективными в случаях, когда нарушение было допущено самим государством в лице его органов власти или должностных лиц.
Конечно, поправки в Конституцию, направленные на реализацию положений первых ее двух глав, на наилучшее обеспечение, защиту и гарантирование прав и свобод человека, повышение уровня благосостояния и жизни граждан, формирование чувства собственного достоинства и гордости за отечество, заслуживают одобрения и поддержки.
Однако важно понимать, что многие негативные явления, помехи и препятствия на пути к построению демократического правового социального государства – это проявления не ущербности или отсталости Конституции, но и практики реализации ее положений с учетом только буквы (а иногда – и без него), но не духа Основного Закона.