ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ………..……………..6 1. 1. Феномен самооценки в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..6 1. 2. Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………………………………………………….….11 1.3. Семья как фактор формирования самооценки в подростковом возрасте…………………………………………………………………………15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ………………………………………………….…..19 2.1. Организация и методы исследования структурно-содержательных особенностей самооценки подростков из не полных семей…………………19 2.2. Результаты эмпирического исследования структурно содержательных особенностей самооценки подростков из не полных семей…………………………………………………………………………….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….….39 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..41  

Самооценка подростков из полных и не полных семей

курсовая работа
Психология
40 страниц
61% уникальность
2021 год
39 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ………..……………..6 1. 1. Феномен самооценки в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..6 1. 2. Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………………………………………………….….11 1.3. Семья как фактор формирования самооценки в подростковом возрасте…………………………………………………………………………15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ………………………………………………….…..19 2.1. Организация и методы исследования структурно-содержательных особенностей самооценки подростков из не полных семей…………………19 2.2. Результаты эмпирического исследования структурно содержательных особенностей самооценки подростков из не полных семей…………………………………………………………………………….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….….39 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..41  
Читать дальше
Проблема самооценки и ее роли в структуре личности в настоящее время чрезвычайно актуальна для психологической науки. Психологи и педагоги справедливо связывают развитие и личностное развитие личности с развитием самосознания. При этом утверждается, что одним из условий развития личности является стимуляция различных типов мышления, помогающая формировать самооценку, самоуважение, принятие себя, уверенности в себе как предмете собственного деятельность. Высокий уровень развития самосознания в основном отражается в позитивной самооценки личности. Самооценка регулирует практически все аспекты человеческого поведения, играя жизненно важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, что дает нам основание рассматривать ее как основной фактор саморазвития старшеклассников. В отечественной и зарубежной психологии самооценка чаще всего рассматривается как эмоциональная составляющая самосознания, которая, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает основные предпосылки для формирования самосознания, регулирования, самоактуализации и саморазвития.


Не знаете, где делают контрольные на заказ ? Обратитесь за помощью в Work5.


Все авторы отмечают важность подросткового возраста для формирования самооценки (И. С. Кон, Б. С. Мухина, И. И. Чеснокова, Д. И. Фельдштейн и др.). Это связано с неоднозначностью и непоследовательностью развития детей на этом возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют дальнейший жизненный путь. В этом возрасте наиболее ярко проявляются все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. По мнению многих авторов, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это вызывает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - размышлений о себе, о других, об обществе. Известно, что семья является первым социализирующим институтом общества, влияние которого является наиболее продолжительным и всесторонним. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений между ребенком и родителями становится даже более важной, чем это было до сих пор. К сожалению, в последние десятилетия значительно увеличилось количество не полных семей. Это связано со многими причинами: расторжение браков и воспитание ребенка одним из родителей, внебрачное рождение детей, смерть одного из родителей и др. Многие авторы (И. В. Борисов, А. И. Захаров, В. С. Мухина и др.) справедливо отмечают, что не полные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности подростка. Вместе с тем, с научной точки зрения, психологические механизмы влияния не полных семейных условий на душевный мир ребенка, частичный или глобальный характер этих влияний, возможность адресной коррекции самооценки у подростков из не полных семей и другие текущие вопросы, требующие дальнейшего изучения, остаются неясными. Это определило выбор темы нашего исследования. Объект исследования: самооценка личности как эмоциональная составляющая самосознания. Предмет исследования: Структурные и содержательные особенности самооценки подростков из не полных семей. Гипотеза: В не полных семьях (по сравнению с полными) самооценка подростков характеризуется некоторыми негативными чертами проявления, а именно: внутриличностным конфликтом, повышенной рефлексией, самообвинением. Цель исследования - выявить особенности самооценки у подростков, воспитывающихся в неполных и в полных семьях. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать общепсихологические подходы к исследованию проблемы самооценки, существующие в научной литературе. 2. Выберите диагностический инструментарий, направленный на изучение самооценки. 3. Выявить основные структурно-содержательные особенности самооценки подростков из не полных семей и доминирующие формы психологической защиты, характерные для подростков из не полных семей. В соответствии с задачами исследования в исследовании использовались следующие методы и приемы: для изучения особенностей самооценки подростков использовался комплекс дополнительных психодиагностических приемов: методика самооценки (МИС) С.Р. Пантелеева; Методика Т.В Дембо, С. Дж. Рубинштейна; Опросник Плутчика-Келлермана-Конте для исследования типа психологической защиты. Исследование проводилось на базе школы, в которой приняли участие 60 подростков (12-15 лет), 30 из полных семей и 30 из одиноких родителей. Из них 28 мальчиков и 32 девочки. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.  

Читать дальше
Принимая во внимание теоретические подходы, имеющиеся в литературе, мы понимаем самооценку как эмоциональный компонент самосознания, как выражение значения «Я» субъекта. Макроструктура самооценки включает три эмоциональных измерения: «самооценку», «сочувствие к себе» и «самоуничижение», которые из-за зависимости этой структуры интегрированы с чувством положительного или отрицательного отношения человека к себе. Семья - один из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки у подростков. Процесс формирования самооценки личности подростка зависит от микросоциальных условий, складывающихся в не полных и целых семьях. Подросткам из не полных семей в большей степени свойственны внутренние конфликты и самообвинение, склонность к чрезмерной саморефлексии и рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Напротив, для подростков из не полных семей характерно чувство ценности собственной личности, положительная самооценка по внутренним критериям духовности и богатства внутреннего мира. Подростки из не полных семей часто используют психологические защиты, особенно такие как «деградация», «проекция» и «сверхкомпенсация». В отличие от сверстников из целых семей, использование психологических защит характеризуется большей интенсивностью. Уроки по развитию положительной самооценки, предлагаемые в качестве рекомендаций в рамках данного исследования, способствуют формированию положительного отношения к себе, формированию адекватного представления о себе и использованию различных методов своего собственный личностный рост. Результаты исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу. 
Читать дальше
1. Воронин Г.Л., Янак А.Л. Монородительские семьи: их типы и социальный портрет одинокого родителя / Г.Л. Воронин, А.Л. Янак // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. С. 53-66. 2. Гумирова, Г. Ф. Самооценка подростков воспитывающихся в полных и не полных семьях / Г. Ф. Гумирова, Е. Я. Колесникова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. (Пенза, 05 мая 2019 года). – Пенза: Наука и Просвещение. 2019. – С. 381-382. 3. Захаров С.В., Чурилова Е. В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования [Электронный ресурс] / Мир России. Социология. Этнология. 2013. №4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-odinokogo-materinstva-v-rossii-statistiko-demograficheskiy-analiz-rasprostranennosti-i-mehanizmov-ego-formirovaniya (дата обращения: 06.12.2021). 4. Кажарская О.Н., Березнякова Н.А. Проблема авторитарного стиля семейного воспитания и самооценки в юношеском возрасте/ О.Н.Кажарская, Н.А. Березнякова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). С. 157-164. 5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев: под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2010. 647 с. 6. Мешкова И.В. Влияние стилей воспитания родителей на самооценку юношей и девушек из полных и неполных семей [Электронный ресурс] / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №6-2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-vospitaniya-roditeley-na-samootsenku-yunoshey-i-devushek-iz-polnyh-i-nepolnyh-semey (дата обращения: 06.12.2021). 7. Мещерякова И.Н., Хуторная М.Л., Демец Е.Г. Влияние состава семьи на формирование гендерной идентичности подростков/ И.Н. Мещерякова, М.Л.Хуторная, Е.Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 242-248 8. Позднякова Татьяна Николаевна Технология формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы [Электронный ресурс] / Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-gendernoy-identichnosti-podrostkov-vo-vzaimodeystvii-nepolnoy-semi-i-shkoly (дата обращения: 06.12.2021). 9. Русяева И.А., Волкова И.В. Связь детских воспоминаний и самооценки у юношей и девушек 16-20 лет / И.А. Русяева, И.В. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58 (2). С. 365-369. 10. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте / Т.А. Смахтина, А.С. Кубекова // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. – 120 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основы теории и практики коррекционной работы
Количество страниц:
35
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
реферат
Заимствования и экзотизмы в поэзии Н.С. Гумилёва
Количество страниц:
19
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Заимствования и экзотизмы в поэзии Н.С. Гумилёва
Количество страниц:
20
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image