Не знаете, где делают контрольные на заказ ? Обратитесь за помощью в Work5.
Все авторы отмечают важность подросткового возраста для формирования самооценки (И. С. Кон, Б. С. Мухина, И. И. Чеснокова, Д. И. Фельдштейн и др.). Это связано с неоднозначностью и непоследовательностью развития детей на этом возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют дальнейший жизненный путь. В этом возрасте наиболее ярко проявляются все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. По мнению многих авторов, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это вызывает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - размышлений о себе, о других, об обществе. Известно, что семья является первым социализирующим институтом общества, влияние которого является наиболее продолжительным и всесторонним. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений между ребенком и родителями становится даже более важной, чем это было до сих пор. К сожалению, в последние десятилетия значительно увеличилось количество не полных семей. Это связано со многими причинами: расторжение браков и воспитание ребенка одним из родителей, внебрачное рождение детей, смерть одного из родителей и др. Многие авторы (И. В. Борисов, А. И. Захаров, В. С. Мухина и др.) справедливо отмечают, что не полные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности подростка. Вместе с тем, с научной точки зрения, психологические механизмы влияния не полных семейных условий на душевный мир ребенка, частичный или глобальный характер этих влияний, возможность адресной коррекции самооценки у подростков из не полных семей и другие текущие вопросы, требующие дальнейшего изучения, остаются неясными. Это определило выбор темы нашего исследования. Объект исследования: самооценка личности как эмоциональная составляющая самосознания. Предмет исследования: Структурные и содержательные особенности самооценки подростков из не полных семей. Гипотеза: В не полных семьях (по сравнению с полными) самооценка подростков характеризуется некоторыми негативными чертами проявления, а именно: внутриличностным конфликтом, повышенной рефлексией, самообвинением. Цель исследования - выявить особенности самооценки у подростков, воспитывающихся в неполных и в полных семьях. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать общепсихологические подходы к исследованию проблемы самооценки, существующие в научной литературе. 2. Выберите диагностический инструментарий, направленный на изучение самооценки. 3. Выявить основные структурно-содержательные особенности самооценки подростков из не полных семей и доминирующие формы психологической защиты, характерные для подростков из не полных семей. В соответствии с задачами исследования в исследовании использовались следующие методы и приемы: для изучения особенностей самооценки подростков использовался комплекс дополнительных психодиагностических приемов: методика самооценки (МИС) С.Р. Пантелеева; Методика Т.В Дембо, С. Дж. Рубинштейна; Опросник Плутчика-Келлермана-Конте для исследования типа психологической защиты. Исследование проводилось на базе школы, в которой приняли участие 60 подростков (12-15 лет), 30 из полных семей и 30 из одиноких родителей. Из них 28 мальчиков и 32 девочки. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.