Введение…………………………………………………….……………………..3 Глава 1. Теоретические основы развития речи школьников во внеурочной исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС........................................................................................................................6 1.1. Проблема развития речи школьников в психолого-педагогической литературы…………………………………………………….…………………..6 1.2. Внеурочная исследовательская деятельность как средство развития речи школьников в условиях реализации ФГОС.……………………………..11 Выводы по первой главе………………………………………………….……..17 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов………18 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента..........................................................................................................18 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………….………22 Выводы по второй главе……………………………………………….………..28 Глава 3. Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС………….…....30 3.1. Методика организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС ………………30 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента………..……..………40 Выводы по третьей главе………………………………………………..………44 Заключение……………………………………………………...………………..46 Библиографический список……………………………………………………..49 Приложение

Методика организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС

дипломная работа
Языки
50 страниц
89% уникальность
2021 год
27 просмотров
Бузиян Т.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………….……………………..3 Глава 1. Теоретические основы развития речи школьников во внеурочной исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС........................................................................................................................6 1.1. Проблема развития речи школьников в психолого-педагогической литературы…………………………………………………….…………………..6 1.2. Внеурочная исследовательская деятельность как средство развития речи школьников в условиях реализации ФГОС.……………………………..11 Выводы по первой главе………………………………………………….……..17 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов………18 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента..........................................................................................................18 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………….………22 Выводы по второй главе……………………………………………….………..28 Глава 3. Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС………….…....30 3.1. Методика организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС ………………30 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента………..……..………40 Выводы по третьей главе………………………………………………..………44 Заключение……………………………………………………...………………..46 Библиографический список……………………………………………………..49 Приложение
Читать дальше
Актуальность темы обусловлена тем, что современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с дополнительным материалом. Одной из важнейших задач в школе является развитие речи обучающихся.


Если нужны рефераты на заказ , заполняй форму на Work5.


Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь обучающегося позволит ему легко общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности школьника. Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков – это К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др. Знания учителем методов и приемов развития речи в процессе обучения, индивидуально – психологических особенностей школьников, позволяет ему правильно организовать учебный процесс по речевому развитию: подбор упражнений, способствующих речевому развитию школьников; широкое использование различного методического материала; моделирование дифференцированных заданий для обучающихся. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития речи школьников, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Развитие речи пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей образования. Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью развития речи школьников и недостаточным вниманием к речевому развитию школьников во внеурочной исследовательской деятельности. Проблема исследования: какова методика организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях ФГОС? Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Методика организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС. Объект исследования: внеурочная исследовательская деятельность. Предмет исследования: внеурочная исследовательская деятельность по развитию речи школьников в условиях реализации ФГОС. Гипотеза исследования: процесс внеурочной исследовательской деятельности по развитию речи школьников будет эффективнее, если: - развитие речи школьников организовано с учетом дифференцированного подхода; - обеспечена самостоятельность и свобода выбора в процессе внеурочной исследовательской деятельности; - учтены индивидуальные интересы и потребности детей. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи во внеурочной исследовательской деятельности; 2. Изучить внеурочную исследовательскую деятельность как средство развития речи школьников в условиях реализации ФГОС; 3. Определить организацию и методику проведения педагогического эксперимента; 4. Провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений школьников. 5. Разработать методику организации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС. Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы). База исследования: МБОУ СОШ № 2 городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края. В эксперименте приняли участие 20 детей 5 класса в возрасте 10-11 лет. Практическая значимость исследования: определено состояние речевого развития школьников, рассмотрены методы и приемы речевого развития при организации неурочной исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС.

Читать дальше
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее: 1. Актуальная для современного образования проблема овладения знаниями исследовательским путем обусловлена изменениями российского образования в сторону гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, необходимостью формирования личности ребенка, который считает, что он сам может открывать явления и осмысливать их. Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в процессе овладения языком, чему способствует организация внеурочной исследовательской деятельности. Изучение активизации внеурочной исследовательской деятельности школьников по развитию речи основано на решении коренных задач школы, связанных, в конечном счёте, с изменением характера деятельности двух субъектов познавательного процесса, проектируемого целями, содержанием и методами обучения. 2. Под внеурочной исследовательской деятельностью понимаем такую организацию обучения, при которой усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. 4. Использование исследовательской технологии позволит учащимся осознать систему языка и обеспечит осознанное восприятие и порождение научного текста. 5. Целью опытно-исследовательской работы было выявление эффективности организации внеурочной исследовательской деятельности при развитии речи и доказательство возможности её последовательного использования в процессе работы на уроках русского языка в основной школе, а также разработка приемов, которые бы на протяжении обучения в основной школе привели к формированию исследовательских умений. Нашей задачей было создание учебных ситуаций, где учитель не просто объяснит материал, а ученик поймет, запомнит и научится применять знания на практике, а ситуацию исследования на уроке, которая будет способствовать формированию личности ребенка, считающего, что он сам может открывать явления и осмысливать их. 6. Для определения содержания методики организации внеурочной деятельности школьников по развитию речи в условиях реализации ФГОС была использована диагностика степени сформированности исследовательских умений. 7. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы дает возможность убедиться в том, что наблюдаются количественные и качественные изменения в распределении детей по выделенным уровням. 10. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной технологии и позволяют говорить о том, что гипотеза подтвердилась. Как показало исследование, внеурочная исследовательская деятельность учащихся предполагает комплексный подход к её решению. Изменяется позиция учителя в отношении к ученику, к себе самому. Учитель выступает как помощник развития личности. Изменяется характер управления деятельностью учащихся, при этом исследовательский метод является способом учения. Для активизации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной исследовательской деятельности по развитию речи была изменена традиционная структура урока. В этой структуре на начальном этапе особое место отводилось лабораторным и практическим работам. На втором этапе главную роль играли уроки – устное выступление на заданную тему, где учащиеся представляли самостоятельно найденный материал. Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что проведённое исследование дало подтверждение о том, что если на уроках во внеурочной исследовательской деятельности по развитию речи реализовать технологию формирования исследовательских умений, основанную на личностно-деятельностном подходе и принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности, опоры на базовое образование, то результатом этого процесса будут умения: читать и находить нужную информацию в справочной, научно-популярной и научной литературе; создавать и редактировать текст учебно-научного стиля речи; публично выступать и общаться на лингвистические и литературные темы; отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические и литературные темы; осуществлять анализ работы одноклассников и самоанализ собственной работы. При таких условиях усвоение учебного материала было прочным, так как происходило на основе самостоятельного добывания знаний на этапе восприятия новых знаний, что способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся. Укреплялась самоорганизация учащихся для работы на любом этапе урока исследовательского типа: открытие «темы», в лабораторной и практической работе, в объяснении нового материала по изученным самостоятельно источникам, письменном оформлении исследовательского задания, в публичном выступлении на заданную тему, в анализе работ товарищей. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. – М.: Просвещение, 2017. – С. 53. 2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сборник методических материалов для администрации, педагогов, школьных психологов / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 2017. – 112 с. 3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам: словарь /Щукин А.Н. – М.: ИКАР, 2019. – 448с. 4. Алексеева М.М. Методика развития речи: монография / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Пресс, 2019. -157 c. 5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с. 6. Баева М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.Л.Баева. Режим доступа: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-958775 (Дата обращения: 28.11.2021). 7. Бахмутский А.Е. Педагогика / А.Е. Бахмутский. – СПб.: Питер - пресс, 2017. – 304 с. 8. Бордовская Н.В. Педагогика: монография / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2020. – 298с. 9. Бородич А.М. Методика развития речи у детей: монография / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2016. – 49 с. 10. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия / Т.А. Воробьева // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. – 2014. – № 4. С. 170-175. 11. Гауч О. Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] / О. Н. Гауч. Режим доступа: http:// www.nauka-dialog.ru/assets/userfiles/675/324335Gauch_ND_2016_10(58).pdf. (Дата обращения 27.11.2021) С. 325-326. 12. Достовалова Н.В. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя / Н.В. Достовалова // Первое сентября. – 2016. – № 11. – С. 4-5. 13. Жулина Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка [Электронный ресурс] / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. – 2017. – №2. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/351/352 (дата обращения 03.12.2021). 14. Истомина Н.Б. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 36-38. 15. Кошелев Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c. 16. Лебедева О.В. Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС / О.В. Лебедева // Нижегородское образование. – 2013. № 3. – С. 58-62. 17. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c. 18. Микушева Т.П. Организация внеурочной деятельности в сельской школе / Т.П. Микушева // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 27-30. 19. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся / Л.С. Николаева // Исследовательская работа школьников – 2013. - № 1. – С. 85-98. 20. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг: монография / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Московского университета, 2016. – 216 с. 21. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельность учащихся в системе работы в средней школе [Электронный ресурс] / О.Г. Проказова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoydeyatelnosti-uchaschihsya-v-sisteme-raboty-shkoly/viewer (Дата обращения: 02.12.2021). 22. Пудовкина Н.В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку: монография / Л.П. Нестерова. – М.: Молодой ученый, 2016. – 828 с. 23. Суворова Е.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов / Е.П. Суворова, М.П. Воюшина // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 17-19. 24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для учителей / Е.И. Тихеева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. 25. Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). – 4с. 26. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении / Т. А. Файн // Методические рекомендации. – Биробиджан: Обл. ИПКПР, 2014. – 32 с. 27. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов / Под ред Г.В. Раицкой. – М.: Генезис, 2014. - 80 с. 28. Фукс А. Н. Исследовательская культура учащихся в школьном историческом образование / А. Н. Фукс // Наука и Школа. – 2017. – № 2. С. 72-75. 29. Хабибуллина Р.Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanielichnostnyh-i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos501036 (дата обращения: 28.11.2021). 30. Швец Е.А. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников./ В сборнике: Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. – 361 с. 31. Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / Л.А. Яшкова // Инновационная наука. – 2016. – № 2. – 186 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
организация и проведение дезинфекции, стерилизации использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
курсовая работа
Цикличность экономики и современные проблемы её прогнозирования
Количество страниц:
25
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая теория
курсовая работа
Понятие и условия договора в гражданском праве
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image