Введение 3
Глава 1. Особенности творчества А. Дюма как автора исторического романа XIX века 6
1.1. Исторический роман как ведущий жанр романтической литературы Франции XIX века на примере творчества А. Дюма 6
1.2. Эволюция литературного творчества А. Дюма от драмы к исторической прозе 9
Глава 2. Особенности отражения различных исторических событий в творчестве А. Дюма 13
2.1. Отражение макроисторических событий в романах А. Дюма 13
2.2. Романы А. Дюма как источник истории повседневности 16
Глава 3. Воплощение исторического времени в наиболее известных романах А. Дюма 19
3.1. Трилогия о мушкетерах А. Дюма как исторический источник 19
3.2.Роман «Граф Монте-Кристо» как исторический источник 24
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Читать дальше
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы. В начале XIX века во Франции сложился и быстро стал очень популярным новый литературный жанр - исторический роман. Данный жанр сочетал в себе приключенческий, развернутый сюжет жизни герой, происходящий на фоне значимых исторических событий. Господствующая культура романтизма в XIX веке не довольствовалась героями современности. Истинный герой, как сильная личность должен был быть творцом эпохи, историческим персонажем, и именно тогда он имел успех у публики.
Исторический роман умело сочетал в себе художественный вымысел, приключенческий, динамический сюжет и описание исторических событий, которые сами по себе были достаточно увлекательны и масштабны. Всеобщее увлечение историей во французском обществе определило спрос на историческую развлекательную литературу.
Литературная деятельность А. Дюма очень многогранна и значительна. В 1820-х гг. он начинает писать как довольно успешный драматург. Его пьесы ставятся в парижских театрах. Но достаточно скоров в 1830-х гг. писатель осваивает новый жанр, исторический роман и довольно успешно. В течении двадцати лет А. Дюма пытается воссоздать в литературе всю историю Франции. Его исторические романы охватывают пять веков развития страны.
Как исторические источник, романы Дюма показывают читателю макроисторию - историю крупнейших исторических событий и лиц и микроисторию - историю повседневности и быта. В основу сюжета автор берет самые значимые события французской истории: становление и падение династии Валуа, восшествие и падение Бурбонов, Французскую революцию, крупнейшие войны. При этом основная канва исторических событий у него представлена достаточно точно. А. Дюма соблюдает хронологию повествования, показывает все значимые элементы развития страны. Это достигается тем, что при подготовке своих произведений. для придания им исторической достоверности А. Дюма очень тщательно изучал разнообразные исторические источники. Очень часто вымышленные главные герои у него имели свой исторический прототипа, судьбу которого он художественно перерабатывал в своем произведении.
Украшают романы Дюма и служат их достоинством, тщательные, бытовые исторические описания автора. А. Дюма скрупулезно воссоздает в своих произведениях быт и уклад героев. При этом он не ограничивается только внешними атрибутами (одеждой, утварью, орудиями труда), он старается воссоздать и историческую психологию героев. Сделать их поведение органичным, соответствующим именно той исторической эпохе, в которой они проживают.
Роман - трилогия о трех мушкетерах занимает особое положение в творчестве писателя. В этом романе автор воссоздает наиболее яркие события XVII века: правление Людовика III, религиозные войны, революцию в Англии, Фронду, воцарение Людовика XIV. Достаточно правдиво А Дюма воссоздает образы кардиналов Ришелье и Мазарини, Кольбера, французских королей.
Еще одним значимым романом, который можно рассматривать как исторический источник, является произведение «Граф Монте-Кристо».
В воссоздании исторической правды Дюма следует основным принципам эстетики исторического романа вальтерскоттовской традиции. При этом к важнейшим особенностям его индивидуальной писательской манеры относится основательное знание исторической фактографии, широкое использование мемуарных источников и систематическое внимание к XVII веку. Историческое мышление служит ему своего рода критерием при отборе и критическом воспроизведении многочисленных и порой разноречивых источников. В итоге писателю удаётся создать поистине достоверную картину жизни, быта и нравов описываемой им эпохи
Читать дальше
Источники
1. Дюма А. Граф Монте-Кристо: в 2-х т. Т. 1 / Пер. с фр. Л. Олавской, В. Строева. – М.: Эксмо, 2011. – 640 с.
2. Дюма А. Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя. Роман. Т.1.-М.: Вече, 2021.- 608 с.
3. Дюма А. Двадцать лет спустя. Роман.- СПб.: Азбука, 2018.- 896 с.
4. Дюма А. Собр. соч. В 50 т. - М., 1998.- Т1. - 632 с.
5. Дюма А. Три мушкетёрах: Роман /Пер. с фр. Д. Лившиц, В. Вальдман, К. Ксаниной. – М.: Эксмо, 2007. – 672 с.
Литература
6. Башикрова Г. Эти три мушкетёра / Пути в незнаемое. Писатели рассказыввают о нуаке. - М.,1987. - С.356-407.
7. Бейнарович О.Л. Воплощение духа времени в романах Александра Дюма//Древняя и Новая Романия.- 2017.- №20.- С.69-81.
8. Бейнарович О.Л. Реальные и вымышленные герои в романах и беллетризованных биографиях Александра Дюма //Древняя и Новая Романия.- 2016.- №18.- С.130-140.
9. Бейнарович О.Л. Романы Дюма: факты и вымыслы. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.- 136 с.
10. Байнарович О. Л. Эволюция творчества Александра Дюма от драмы к исторической прозе /Романский коллегиум. Междисциплинарный сборник научных трудов.- СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного экономического университета, 2016.- С 4-14.
11. Веретюшкина Л.С. Художественная литература XIX века как исторический источник./Мир культуры глазами молодежи. Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Салтык.- Курск.:Изд-во Курского государственного университета, 2018.- С.16-19.
12. Вышкин А.Л. Отступления от исторической достоверности как способ игры (трилогия А. Дюма «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять») /Игра, текст, культура: Научный сборник / Под редакцией А.Л. Гринштейна. – Самара, 2014. - С.178-188.
13. Гованов И. Правда и вымысел в романе Александа Дюма «Двадцать лет спустя» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.innov.ru/news/fun/pravda-i-vymysel-v-romane/ (дата обращения: 08.12.2021)
14. Макарова П.А. Исторический роман как жанр популярной беллетристики: трилогия о мушкетерах А. Дюма //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология.- 2013.- №2.- С. 167-175.
15. Моруа А. Три Дюма. – М.: Азбука, 2019.- 576 с.
16. Повова Н.Б., Шилов А.А. Типологические особенности французского исторического жанра романа //Евразийский гуманитарный журнал. - 2017.- №1. - С. 75-81.
17. Реизов Б. Французская романтическая историография. - М., 1956. - 533 с.
18. Рябов Ф.Г. История в произведениях А. Дюма//Новая и новейшая история. -2003.- №1.- С. 181-191.
19. Рябова Т.И. Художественная литература как исторический источник /Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы третьей международной научно-практической конференции. Под ред. В.С. Артамоновой.- Брянск: Изд-во Брянской государственной инженерно-технической академии, 2005. - С.88-92.
20. Толмачева А.П. Образ Ришелье в романе Дюма «Три мушкетера»: соответствие историческим реалиям //Молодая наука.- 2015.- №19. - С.215- 219.
21. Шмидт С.О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. -2002.- № 1.- С. 46-52.
22. Шуаипова А., Хунарикова П.Х. Об исторической правде и художественном вымысле в романах Александра Дюма (отца) //Известия Чеченского государственного университета.- 2018.- №1.- С. 109-112.
Читать дальше