Революция и Гражданская война в России стали событием объективным, закономерным и давно ожидаемым. Вызревавший веками разрыв между городом и деревней, всеобъемлющие аграрные, классовые противоречия, межнациональная рознь, культурный раскол внутри самих россиян – все это, усугубленное кровью и напряжением Первой мировой войны, выплеснулось разом и раскололо страну.
Во время Гражданской войны российское казачество сыграло особую роль. Стоит заметить, что изучению указанных событий посвящено огромное количество разнообразных публикаций отечественных и зарубежных исследователей, однако при этом стоит принимать во внимание, что с учетом определенных идеологических установок участие казаков в Белом движении освещалась однобоко, зачастую с негативным оттенком.
Казачество является особым сословием русских воинов, которые превыше всего ценят свободу и верность своей Родине. Со времен первых бродников – запорожцев пятнадцатого века и до бойцов – ермоловцев времен Первой Чеченской войны 1994 года казаки поражали весь мир своей военной отвагой, бесстрашием и верностью родной стране.
Практически сразу после начала Гражданской войны начали появляться публикации о казачестве, которые отражали взгляды противоборствующих сторон. Стоит заметить, что среди подобных публикаций выделялись различные сборники отчетов, документов, стенограмм, а на их характере сказались вооруженное противостояние в российском обществе, включая среду казачества России.
На территориях казачьих войск сложилась особенная ситуация. Каждое казачье войско представляло собой единую земельную общину. Земля всего войска разделялась между станицами, а внутри станиц – между казаками и подлежала постоянному переделу, чтобы сохранялось равное по количеству и качеству распределение землей для рядовых казаков. Хотя эта проблема была до конца практически неразрешима и земля между станицами, а зачастую и внутри станиц, распределялась неравномерно, но, стоит признать, классовое расслоение среди казаков было слабее, чем в целом по России, хотя определенные противоречия проникли и в казачество, но были они, по свидетельству современников, не глубокими и особого обострения не получали.
На Дону противостояние внутри области намечалось между казаками и неказачьим населением (коренные и иногородние крестьяне), которое количественно уже начало превышать казачье. Коренные донские крестьяне, бывшие крепостные донских помещиков, имели для хозяйствования в 4–5 раз меньше земли, чем казаки, а «иногородние», нахлынувшие на Дон из всей России после отмены крепостного права, земли почти не имели. Наличие внутри области менее обеспеченного землей неказачьего населения окрашивало все земельные и классовые противоречия в сословный цвет, и на такое восприятие событий не могла повлиять казачья беднота в силу своей немногочисленности.
Ощущение локальности, замкнутости, обособленности распространялось в сознании казаков на все войско, и даже на все казачество. Более поздно сложившаяся, служивая, по сути, верхушка не была так оторвана от «низов», как в целом по России. Среди местной интеллигенции были сильны своеобразные «казакоманские», почвеннические настроения.
Донское Войско – старейшее среди войск – имело опыт собственной государственности, а особый порядок управления этот опыт подпитывал. Что касается «качества» казачьего населения, то в двух словах его можно охарактеризовать так: казаки успели стать идеальными воинами, но «надорвались». Потом, уйдя в эмиграцию, донские казаки будут издавать более шестидесяти наименований газет и журналов, внесут огромный вклад в мировую культуру. Но это уже культура, отчасти – словесное замещение реальных дел, признак затухания народа. А к концу XX века донская казачья эмиграция практически исчезла, растворившись в Европе.
Подводя итог, с уверенностью можно назвать Гражданскую войну крупнейшей драмой двадцатого столетия, которая привлекает внимание исследователей уже на протяжении века. Война, которая продлилась несколько лет, превратилась в кровавую борьбу различных групп населения. В ходе войны, большая часть казачества воевала на стороне Белого движения, однако наряду с этим, нельзя не обратить внимание и на более бедных, которые поддерживали Советскую власть. Колебания казаков усугублялись еще и тем, что большевики проводили усиленную агитацию и имели более четкую программу действий в деревне, в отличие от белых. Все это выражалось в пассивном участии значительной части казачества в боевых действиях в составе белых войск вдали от своих регионов. В конечном итоге эта война вылилась в острейший социально-политический и военный конфликт и затронула все сферы жизни казачества. Гражданская война прошла лавиной через жизнь многих сотен тысяч казаков. В результате значительная часть казачества осталась верна идее борьбы с красными, проявила преданность долгу, верность данной царю присяге и начала вместе с белыми войсками отходить к границам.
Главным для казачества итогом Гражданской войны было завершение процесса “расказачивания”. Следует признать, что в начале двадцатых годов казачье население уже слилось с прочим земледельческим населением - слилось в плане своего статуса, круга интересов и задач. Точно так же, как указ Петра I о податном населении, в своё время, ликвидировал в принципе различия между группами земледельческого населения путём унификации их статуса и обязанностей, точно так же и проводимая коммунистическими властями политика в отношении земледельцев сблизила столь различавшиеся ранее группы, уравняв всех, как граждан “Советской республики”. В то же время казачество понесло невосполнимые потери - было выбито почти полностью офицерство, погибла значительная часть казачьей интеллигенции. Множество станиц было уничтожено. Значительное количество казаков оказалось в эмиграции. Политическое подозрение в отношении казаков осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь. В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав. Под запрет попало все, что напоминало о казачестве. Этому способствовала политика большевиков по отношению к казачеству, которая становилась все более жесткой. Осуществляя политику ликвидации казачества как социального слоя, большевики осуществили ряд мер в виде массовых репрессий и государственного террора против казаков. С 1918 года советское руководство взяло курс на постепенное устранение казачества с политической, экономической и военной арен. И, все-же, нельзя не признать, что казачество, оставалось в первую очередь военным сословием, защитником границ России, явилось хранителем русских традиций и культуры, стало примером верности родной земле и любви к ней.