Глава 1. Теоретические основы методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 7 1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в научно-педагогической литературе 7 1.2 Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 11 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 17 2.1 Организация и база исследования уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников 17 2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников 23 Заключение 27 Список литературы 29

Методы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
86% уникальность
2021 год
133 просмотров
Екатерина Р.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 7 1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в научно-педагогической литературе 7 1.2 Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 11 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 17 2.1 Организация и база исследования уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников 17 2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников 23 Заключение 27 Список литературы 29
Читать дальше
Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. В научной литературе понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры познавательной активности.


Если хотите узнать, сколько стоит написать кандидатскую диссертацию , обратитесь на наш сервис.


Но, более свойственно дошкольника определение познавательной активности, определяющего ее, как черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающую стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности 39, с. 14. Н.Н. Поддъяков, признанный, ведущий специалист в области умственного воспитания дошкольников, справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образование (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»), социальный заказ общества, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования. Выявленные противоречия определили проблему: поиск наиболее эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации». Степень разработанности. Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова 6, с. 78. На формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка по «Концепции содержания непрерывного образования». Познавательные ценности формируются у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными, деятельностно-ориентированными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности. Объект исследования - познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - теоретически выявить, определить и путем опытнопоисковой работы проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования. 1. Раскрыть особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования:  теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование;  эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнение, беседа. База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» общеразвивающего вида с приоритетным социально-личностным развитием воспитанников ГО Богданович Свердловской области в качестве базы для опытно-поисковой деятельности и муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Карамелька» - в качестве контрольного. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (методы, приемы, технологии). Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 72 источников, приложения.

Читать дальше
Проблема формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных в современной психолого- педагогической науке. Педагогическая наука и практика рассматривают структуру познавательного интереса старших дошкольников как сумму следующих компонентов: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Формирование познавательного интереса старших дошкольников представляет собой длительный и многосторонний процесс субъектного взаимодействия педагога и детей. Данный процесс включает в себя несколько этапов, которые условно можно разделить на: подготовительный, формирующий и заключительный. Для решения сформулированных в начале исследования задач было организовано собственное теоретическое и практическое исследование. Сформулированные в ходе теоретического изучения психолого- педагогической литературы выводы выступали теоретическими предпосылками для формирования познавательного интереса старших дошкольников. Особое значение для разработки исследуемой проблемы приобрел анализ состояния уровня сформированности компонентов познавательного интереса старших дошкольников. 1. Практическая часть исследования была организована на базе подготовительной группы МКДОУ ЦРР ДС № 10 г. Усть-Катава Челябинской области, в работе приняли участие 26 воспитанников. 2. Для проведения диагностического обследования был использован комплекс диагностических методов и методик, с помощью которых были проанализированы следующим компонентам: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценивание. 3. Результаты констатирующего эксперимента показали положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности старших дошкольников, а наибольшие затруднения у детей выявлены при принятии учебной задачи и выполнении учебных действий. На достаточно высоком уровне у дошкольников наблюдается оценивание собственной деятельности. 4. Обобщенный анализ уровня сформирванности познавательного процесса интереса и познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о недостаточности данных показателей – у большинства детей они сформированны на среднем и низком уровне. И только у 10% старших дошкольников исследуемые параметры находятся на высоком уровне. 5. Необходима специально организованная развивающая работа, направленная на повышение уровня сформированности познавательного процесса и познавательного процесса как основы успешной учебной деятельности на этапе начала школьного обучения.
Читать дальше
1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005. 2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А. Баранова – СПб.: Речь, 2005 3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с. 4. .Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для В771 студ. высш. учеб. заведений /[И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. — 3- изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. 5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с. 6. .Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с 7. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995. - с. 156-159. 8. Лебедева С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144 с. 9. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - 221 с. 10. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение. / А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин П.// Сов. педагогика. - 1964. - № 10. – 566 с. 11. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2011. – 352 с. 12. .Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. - 2002. - №11.- 345 с. 13. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е.Г. Юдина. - М.:
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Совершенствование генетического потенциала молочного скота в АО «Судаково»»
Количество страниц:
70
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Зоология
курсовая работа
Влияние социальных сетей на мотивацию занятиями физической культурой учащихся 6-7 классов в Сахалинской области.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Обязательная доля в наследстве
Количество страниц:
45
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image