Студентам интересна цена курсовой работы по юриспруденции. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.
Астапов, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. М. и др.) И за рубежом (С. Д. Спильбергер, П. Фресс, З. Фрейд, К. Хорни и др.). Они придают большое значение изучению тревожности - универсальной формы эмоционального ожидания неудачи, которая участвует в механизме саморегуляции, помогает мобилизовать умственные резервы и стимулирует поисковую активность. С другой стороны, известно, что тревожность, выходящая за рамки оптимальных значений, отрицательно сказывается на поведении и деятельности человека. Хроническое переживание страха как неравновесного состояния и постоянная готовность к его реализации формируют новое формирование личности - тревожность. Доказано, что переоцененный страх является негативной чертой и негативно влияет на жизнь человека. Тревога как устойчивый признак диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение проблемы тревожности, несомненно, является одним из самых актуальных. В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в практике. От степени ее проявления в определенной мере зависят: и успешность обучения, и особенности их взаимоотношений с педагогами, родителями, одногруппникам, и эффективность их адаптации к новым условиям (В.Р.Кисловская, А.В.Лукасик, А.М.Прихожан и др.). Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы зарубежных (О.Маурер, Р.Мэй, Дж.Тейлор и др.) и отечественных авторов (В.М.Астапов, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.), однако недостаточно полно изучена тревожность учащихся как фактор, влияющий на выбор той или иной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Тревожность можно рассматривать как черту личности, которая проявляется в постоянной тенденции испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые объективно отсутствуют. Для него характерно состояние необъяснимой тревоги, смутное ощущение угрозы, готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Личность, подверженная этому состоянию, постоянно находится в подозрительном и подавленном настроении, ей трудно контактировать с миром, который она воспринимает как пугающий и враждебный. В студенческой среде возникает множество конфликтов, как между учениками, так и между учениками и учителями, родителями и детьми, родителями и учителями. Конфликты возникают как среди школьников младшего возраста, так и среди юношей. Тревожность - один из факторов конфликтного поведения. Многие исследователи и практические психологи обнаружили, что тревога лежит в основе ряда психологических проблем, включая многие нарушения развития, которые служат причиной обращения в службу психического здоровья. Тревога - индикатор «преневротического состояния», его роль играет чрезвычайно важную роль в поведенческих расстройствах. Исследование связи страха с типом поведения в конфликтных ситуациях позволит понять зависимость типа поведения от уровня страха. Степень личностных конфликтов определяется особенностями их самооценки, которая складывается в течение жизни, но наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Напомним доктрину кризисов развития Э. Эриксона и Л.С. Выготского можно предположить, что чувствительная фаза воспитания самооценки - это как раз кризисное время, когда обнажаются основные противоречия между новыми навыками и потребностями ребенка и старой системой взаимоотношений со взрослыми. В зависимости от фундаментального разрешения этого противоречия адекватная или недостаточная самооценка принимает две разные формы, которые впоследствии трудно исправить и изменить. Любые нарушения адекватности системы самооценки подвержены внутренним противоречиям и, следовательно, внутренним и внешним конфликтам. Студенческая среда не свободна от конфликтных ситуаций, здесь возникает много разных проблем. Они могут проходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди студенческого возраста, довольно разнообразны и обширны. Однако стоит отметить, что они больше всего связаны с обучением и личными причинами психологического и социального характера. Люди не реагируют на все ситуации, каждый руководствуется своими принципами, идеалами и убеждениями. Это связано с тем, что движущая сила в мировоззрении студентов принадлежит их идеалам, качественно отличным от идеалов молодежи. Этот этап личностного развития известен как «формирование обобщенного идеала». У человека есть идеалы и убеждения, и он требует от других их соблюдения - это феномен юношеского максимализма. В то же время в учебно-психологической среде высшего учебного заведения существует потребность испытать новые впечатления, получить новый опыт, создать образ для успешного общения с другими и потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить все эти потребности, ученик должен пройти этапы глубокого внутреннего опыта. Молодые люди ищут благоприятные психологические условия для общения, ждут от окружающих искренности, сочувствия и сочувствия, ищут единомышленников - людей, которые могут разделить с ними проблемы студенческой жизни. Однако такое общение среди молодежи часто бывает эгоистичным, потому что желание выразить себя, донести свои проблемы перевешивает интересы и чувства другого человека. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях и, как следствие, к возникновению межличностных конфликтов в студенческой среде. Изучение этого возрастного периода проводили такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие. Студенческий возраст - это этап жизни, который описывает переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, что, с одной стороны, подразумевает завершение физического, особенно полового созревания, а с другой стороны, достижение социальной зрелости. Помимо негативного воздействия на здоровье, поведение и продуктивность, высокий уровень тревожности также влияет на качество социального функционирования человека. Тревожность связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения и приводит к неуверенности в своих способностях к общению. Факторы конфликтности зависят от уровня тревожности. Обучающийся высшего учебного заведения с высоким уровнем тревожности не будет адекватно идентифицировать себя с самим собой, у него будет низкая самооценка, поэтому отношения со сверстниками не будут развиваться легко, у него не будет желания руководства и желания реализовать свои педагогические навыки. В настоящее время увеличилось количество тревожных молодых мужчин и женщин, для которых характерна эмоциональная нестабильность, повышенную тревожность и незащищенность. В целом тревога - это проявление дисфункции человека. Иногда она буквально вырастает в пугающе подозрительной психологической атмосфере в семье, в которой сами родители подвержены постоянным страхам и тревогам. Цель исследования: выявление взаимосвязи тревожности с конфликтностью студентов. Предмет: связь тревожности и конфликтности студентов. Объект: тревожность и конфликтность. Гипотеза: тревожность взаимосвязана с возникновением и развитием конфликтности в студенческом возрасте. Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и конфликтности в студенческом возрасте. 2. Изучить причины тревожности у студентов. 3. Описать особенности студенческого возраста и проявления ими тревожности. 4. Выявить взаимосвязь тревожности и конфликтности студентов. Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; психодиагностические методы - шкала личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика К.Томаса, адаптированная Н.В.Гришиной «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»; метод интервью М.В.Кишко в модификации автора исследования (для выявления типичных конфликтных ситуаций, распространенных в подростковом возрасте); опросник «Конфликтные ситуации в подростковом возрасте», разработанный автором исследования (для определения частоты и интенсивности конфликтных ситуаций у подростков в различных сферах: школа, семья и среда сверстников). Методологическая основа исследования: работы отечественных (В. Н. Астапова, В. К. Вилюнаса, Е. П. Ильина, Н. Д. Левитова, А. М. Прихожан) и зарубежных исследователей (А. Адлера, К. Роджерса, Ч. Д Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни), посвященных проблеме тревоги и тревожности; работы, посвященные особенностям тревожности в разные периоды детства (А. И. Захаров, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей); работы таких авторов как Т.В. Драгунова, И.С. Кон и др., исследующих проблемы развития личности в юношеском возрасте. Исследование было проведено среди студентов 2 и 4 курсов университетов Москвы. Всего приняло участие 140 студентов. Из них 60 студентов – 2 курса (25 юношей, 35 девушек), 80 студентов 4 курса (29 юношей, 51 девушек). Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательным анализом изучаемых категорий; использованием надежных и валидных психодиагностических методик, адекватных цели, предмету и гипотезе исследования; корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных. Научная новизна исследования: - установлено влияние личностной тревожности на возникновение конфликтности; - выявлена зависимость изменение уровня тревожности и конфликтности между разными возрастными группами студентов. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами по выявлению взаимосвязи тревожности и конфликтности студентов; материалы исследования могут быть использованы в методических рекомендациях для педагогов-психологов Вузов по снижению тревожности, эффективному управлению конфликтом, оптимизации межличностного взаимодействия. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта проблема исследования, ее объект и предмет, поставлены цели и задачи. Первая глава раскрывает теоретические аспекты взаимосвязи тревожности и конфликтности студентов. Во второй главе приведено эмпирическое исследование по теме исследования. В заключении сделаны основные выводы. Список литературы представлен 50 источниками.