?>
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Муравей, муравьиная жизнь и муравейник в творчестве И.А. Гончарова 6 Глава 2. Муравьи и муравейник в произведении «Фрегат «Паллада» 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Концепт «муравейник» в творчестве И.А. Гончарова

курсовая работа
Литература
27 страниц
73% уникальность
2021 год
37 просмотров
.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Муравей, муравьиная жизнь и муравейник в творчестве И.А. Гончарова 6 Глава 2. Муравьи и муравейник в произведении «Фрегат «Паллада» 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Читать дальше
Идея «муравейника» как идеального устройства человеческого общества имеет давнюю литературную традицию, начиная с Платона, который объяснял кастовое деление людей на примере муравейника, Плиния, который похвально отзывался о республиканских достоинствах муравьев, книга Г.Э. Лессинга о муравьях также была популярная как никогда в 1860-ых годах. Образы муравья всегда были активно используемы как в отечественной, так и в зарубежной литературе с целью глубокого осмысления взаимоотношений человека и окружающего его мира. В русской литературе XIX века прослеживается семантическая разноголосица топосов «муравья» и «муравейника», причём их функционирование на этом историческом этапе установилось по двум диаметрально противоположным направлениям: коллективизм – как социальный инстинкт, некая анонимная массовость, самопожертвование –бездушная реальность; братство – как субординация, кастовость, тоталитарность; дисциплинированность – машинальность, абсолютное повиновение; как рабочий инстинкт – согласная работоспособность . Социальные инстинкты муравьёв расценивались более мудрыми, чем Homo sapiens. «Муравьиное братство» воспринималось русской и зарубежной литературой XIX-XX веков как символ утопии - природное воплощение земного рая.


Студентам интересна цена курсовой работы по строительству. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Но совершенно не замечалось, что «муравьиный» инстинкт легко можно заменить бездумной стадностью и рабским подчинением. В противоположном значении муравьиное братство выступает как антиутопия. Кризисные ситуации в обществе порождают писательские аналогии с миром насекомых. К этим произведениям можно отнести «Муравьи», «День муравья» «Революция муравьев» Бернара Вербера, «Мегамир» Юрия Александровича Никитина, «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Жук в муравейнике» Бориса и Аркадия Стругацких. Затронутая тема встречается и произведениях Ивана Александровича Гончарова. В работе я рассмотрю использование И. А. Гончаровым образа муравейника. Выясню, зачем и в каких случаях он обращается к символу «муравейника». Объект исследования – творчество И.А. Гончарова. Предмет исследования – сущность символа «муравейник» в творчестве И.А. Гончарова. Цель курсовой работы: анализ сущности символа «муравейник» в творчестве И.А. Гончарова. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: - исследовать использование концепта «муравейник» в русской литературе; - изучить творчество Ивана Александровича Гончарова; - выявить произведения И. А. Гончарова, в которых упоминается муравей и муравейник; - осуществить анализ представления концепта «муравейника» в произведениях» И.А. Гончарова - осуществить краткий исторический очерк становления и значения произведения «Фрегат «Паллада»»; - проанализировать концепт «муравейник» в произведении «Фрегат «Паллада». Актуальность названной темы обусловлена тем, что рассматриваемый символ продолжает активно использоваться современным обществом, в том числе и современными писателями для сопоставления с жизнью современных обывателей. Читая литературу прошлого, мы видим в ней элементы современного. Теоретическую базу исследования составили труды И. А. Гончарова и исследователей его творчества, таких как: И. А. Беляева. , П. Е. Бухаркин , М. С. Валова , Н. Л. Ермолаева , Э. М. Жилякова, , С. А. Ипатова , Е. П. Истомина , Э. И. Коптева. , Е. А. Краснощёкова. , С. А. Курило , М. Б. Лоскутникова , Т. М. Миллионщикова, В. А. Недзвецкий, Т. И. Орнатская, М. В. Отрадин, Н.

Читать дальше
Таким образом, метафоры в произведениях И.А. Гончарова, отображающие концепт «муравейник» встречаются неоднократно и несут глубокий, порою, противоречивый смысл, где муравейнику придаётся нарицательное значение, где, наоборот, положительное, подразумевающее под собой объединяющее, возрождающее силу духа, коллективизма, напористости, целеустремлённости. Ни в одном произведении концепт муравейника не остался не замеченным исследователями творчества И.А. Гончарова, даже краткий литературный обзор, позволил выявить концептуальные идеи муравьиного концепта во многих произведениях и описать в трудах, посвящённых творчеству И.А. Гончарова по-разному. Не оставлял без внимания глубокого смысла мироощущений автора, наполненных любви к Родине. Чистота и честность, о которых говорит в своих произведениях писатель, имеют своим истоком постоянное и неукоснительное стремление к главной идее, эпически развернувшейся в его творчестве, идее духовного спасения человечества . Смысловое расширение данной идеи охватывало в его романах всё: человека, нацию, все человечество. Все, от мала до велика, должны, в его понимании, вернуть Богу «плод» от дарованных Им евангельских «талантов». Рассмотрев муравьиный концепт в творчестве Ивана Александровича Гончарова осмелюсь сделать следующие выводы. В произведениях «Обломов» и «Обрыв» муравей наделен следующими качествами: трудолюбие, суетливость, торопливость, ловкость, хозяйственность. Жизнь его проходит в замкнутом обществе, в котором он трудится на на благо общества, тем самым усложняя жизнь свою «муравьиными хлопотами». Он гомозится, сталкивается с собратьями и тут же от них убегает. Однако, все его усилия направлены на добывание еды, чтобы жить полною, муравьиною жизнью. В произведениях этот символ несет как положительную, так и отрицательную смысловую нагрузку. Вроде бы он положителен, но прослеживаются и отрицательные качества. Муравьиная жизнь, в свою очередь, упоминается в творчестве Ивана Александровича Гончарова гораздо чаще. Идет сравнение существования человека с муравьиной жизнью. Это сравнение несет скорее отрицательную окраску. Она бессмысленная, бездуховная, суетливая и хлопотная, без добродетелей и со «спящим умом». Она наполнена горечью «муравьиных хлопот» на благо общества. Такая жизнь упоминается в произведениях «Обрыв», «Хорошо или дурно жить на свете», опосредованно «Обломове». . В произведениях «Обыкновенная история» и «Хорошо или дурно жить на свете» упоминается муравейник. Муравейник – город, в котором где люди живут суетливой, мелочной жизнью «в кучах, за оградой» и лишены возможности дышать утренней прохладой и «вешним запахом лугов». Это городское существование, связанное с бездушной промышленностью и навязанными обществом правилами. Иван Александрович гораздо чаще использует муравьиную тему в художественных произведениях, в вымышленном мире, нежели в реальном, который описывается в очерковом цикле «Фрегат «Паллада»». Муравьиная жизнь в этом цикле ни разу не упоминается. Все цитаты из рассмотренных произведений проанализированы и упомянуты в работе. Исследования других произведений результата не дало. Муравьи во «Фрегате «Паллада» упоминаются два раза для того, чтобы подчеркнуть, усилить восприятие описываемого. Здесь нет отрицательной или положительной окраски. Символ «муравейник» упоминается три раза. Снова, как и в романах, упомянутых в первой главе ассоциируется с промышленным городом с быстрым темпом жизни, который противопоставляется идиллической стране. Кроме того, он упоминает муравейник как определенное обособленное общество, живущее своими законами. Изученный концепт несет глубокий смысл в творчестве И. А. Гончарова. Получилось проследить мироощущение самого автора, его любовь к природе и неприязнь к городу, бездуховность и бессмысленность существования «спящих умов» и желание их разбудить. Несмотря на то, что «муравьиная жизнь» и «муравьиные хлопоты» не были использованы в очерках, идея практической и идеальной жизни здесь тоже прослеживается.  
Читать дальше
1. Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах.- С - Пб.: Наука, 1998.- 2. Беляева И. А. Сюжет спасения в русском классическом романе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - 2016. - № 6. - С. 44–52. 3. Бухаркин П. Е. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX – начала XX века: Межвуз. сб. / под ред. В. М. Марковича. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. – С. 129. 4. Валова М.С. Самоделкин Я.А.К вопросу о метафоричности образа муравья в художественной литературе XIX-XX веков // Молодежь и наука. - 2016. - № 8.- С. 14. 5. Демиховская О.А. Своеобразие психологического мастерства Гончарова в романе ''Обрыв'': (Образы Веры и Райского) // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах : Метод и мастерство: Тезисы докл.в II межвуз. науч. конф. литературоведов. Май 1969 г. / Ред. В.В. Гура. - Вологда, 1969. – С. 52-53. 6. Ермолаева Н.Л. Русский мир в книге очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»»// Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2013.- № 1 (13). - С. 13-25.Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18857620_88926827.pdf (дата обращения: 29.03.2021) 7. Жилякова Э.М., Павлович К.К. Сравнения в книге путевых очерков «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова// Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 51. - С. 130-144. 8. Ипатова С.А. «Муравейник» в социальной прогностике Платонова и Достоевского. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=2&*=Lq3urdXBBw0yQ3wxWsCPUxvv9mJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9wdX (дата обращения: 27.01.2021) 9. Истомина Е.П. Конструктивная роль понятия «граница» в очерках путешествия И.А. Гончарова «Фрегат «Паллад»»// Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 3. С. 238-242. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16923115_73279549.pdf (дата обращения: 24.03.2021) 10. Коптева Э. И. Живописный контекст в поэтике книги И. А. Гончарова "Фрегат “Паллада” гуманитарные исследования. - 2018. - № 1 (31). - С. 16-23// Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopisnyy-kontekst-v-poetike-knigi-i-a-goncharova-fregat-pallada (дата обращения: 29.01.20221) 11. Карташова И.В. О роли романтического элемента в романах Гончарова ''Обыкновенная история'' и ''Обломов'' // Уч. зап. / Казан. ун-т. - Казань, 1969. – Т. 12, кн. 7. – С. 113-131. 12. Краснощёкова Е.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2012. – 528 с. 13. Курило С.А. Космо-психо-логос Англии в книге И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»»// Вестник Томского государственного университета. 2017. № 422. С. 9. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30067100_24144570.pdf (дата обращения: 29.02.2021) 14. Лессинг Дорис - Муравейник. Издательский дом: Иностранная литература: 1958 15. Лоскутникова М.Б. Композиционно-стилистические особенности романов Гончарова И.А.// В сборнике: Материалы V международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Сборник статей русских и зарубежных авторов. Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А. Гончарова; Издательство «Корпорация технологий продвижения», И. В. Смирнова, А. В. Лобкарёва, Е. Б. Клевогина, И. О. Маршалова. 2012. С. 37-48. 16. Лоскутникова М.Б. Телеология стиля в Романе И.А. Гончарова «Обрыв»: сквозные зооморфные сравнения// В сборнике: ТЕКСТ, КОНТЕКСТ, ИНТЕРТЕКСТ. сборник научных статей по материалам Международной научной конференции "ХIII Виноградовские чтения". ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». 2014. С. 76-83. 17. Манн Ю.В. Философия и поэтика ''натуральной школы'' // Проблемы типологии русского реализма / Под ред. Н.Л. Степанова и У.Р. Фохта. - М., 1969. – С. 241-306. 18. Махмудова Д.С., Джавадова Л.Д. Процессы метафоризации в современной языковой системе//Вестник Социально-педагогического института. 2018. № 4 (28). С. 26-38. 19. Мельник В.И. Совокупность всех сил русской жизни (Гончаров о сильной России). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44311484_13656747.pdf (дата обращения: 12.02.2021) 20. Миллионщикова Т.М. Петербургский контекст Русской литературы XIX века в восприятии Американской славистики// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 52-60. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37346120_62657143.pdf (дата обращения: 29.01.2021) 21. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М.: МГУ, «Просвещение», 1996. -320 с. 22. Орнатская Т. И. История создания «Фрегата “Паллада”» // Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». Л. : Наука, 1986. С. 763-787. 23. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. – СПб.: Изд-во СПб. унта, 1994. – С. 81. 24. Смирнова И. В., Лобкарёва А. В., Клевогина Е. Б., И. О. Маршалова// Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сборник статей русских и зарубежных авторов / Сост.: – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2012. – 576 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uokm.ru/photos/goncharov_conf.pdf (дата обращения: 02.02.2021) 25. Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». — М.: Художественная литература, 1990. – 329 с. 26. Стругацкий А.Н. Жук в муравейнике: рассказы и повести. Рига, 1986
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ финансовых результатов и факторов на них влияющих
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
реферат
Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа движения материалов
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Правовое регулирование: понятие, содержание, виды
Количество страниц:
36
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image