Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Формирование процесса чтения у детей в онтогенезе 5 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 9 1.3. Анализ методик по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 13 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 2.1. Организация, методы и результаты исследования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 2.2. Рекомендации педагогам по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 Заключение 26 Список литературы 28

Формирование предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
86% уникальность
2021 год
32 просмотров
матвеев с.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Формирование процесса чтения у детей в онтогенезе 5 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 9 1.3. Анализ методик по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 13 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 2.1. Организация, методы и результаты исследования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 2.2. Рекомендации педагогам по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность. Одной из первых задач готовности детей к школе в дошкольном учреждении является специальная подготовка к усвоению предметов, которые они будут изучать в начальной школе. Ребенку будет легче учиться и воспринимать материал начальной школы, если он умеет мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать все услышанное, у малыша развит широкий кругозор т.е.


Если спешите заказать курсовую дешево , мы поможем оформить заказ.


он интеллектуально готов. Не мало важно и развитие физической, эмоциональной, психологической подготовленность к началу обучения. Важной задачей после окончания детского сада мы считаем, чтобы дошкольники достигли высокого уровня речевого развития и были готовы к обучению чтению. Старший дошкольный возраст – это тот возрастной этап, когда детям необходима, серьезная подготовка к овладению чтением. И не редко это является актуальной проблемой при организации работы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста Вопрос готовности дошкольника к овладению навыком чтения относится к проблеме общей готовности ребенка к обучению в школе. Ученик с нормальным развитием способен овладеть чтением как вторичным речевым навыком, ведь перед этим у него уже сложилась устная речь и словесное мышление. Хорошо развитая устная речь послужит опорой для него при овладении навыком чтения. Объект исследования: предпосылки чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: формирование предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучить формирование предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – раскрыть формирование процесса чтения у детей в онтогенезе; – рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи; – проанализировать методики по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи; – провести эмпирическое исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретико–методологической базой исследования являются: – в разное время проблему навыков чтения с различных научных точек зрения изучали К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А.Мосунова, А.Г.Асмолов, М.П.Воюшина, Т.Д.Полозова и др. – становление навыка чтения, преодоление дислексии тесно связано с устной речью. Глубоко и всесторонне изучено Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой. В работах этих авторов нарушения чтения рассматриваются как следствие недоразвития фонетико–фонематической, лексико–грамматической сторон речи, а также нарушений связной речи. Методы исследования. – изучение и анализ научно–методической литературы по проблеме исследования, обобщение, конспектирование; – эксперимент констатирующий этап; качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в диагностической и коррекционно–профилактической работе с детьми дошкольного возраста с дислексией учителями–логопедами, педагогами–психологами. Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.

Читать дальше
Таким образом, в рамках первой задачи рассмотрено формирование процесса чтения у детей в онтогенезе. Чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому если одна из зон «не срабатывает», весь процесс теряет смысл. Чтение, следует понимать, как одну из основных форм опосредствованной коммуникации в общей системе социальных коммуникаций. Именно с помощью чтения общество, его социальные сообщества и институты, наконец, социальные факторы разного уровня получают возможность обмениваться информацией. Понятие «чтение» неразрывно связано с понятиями «письмо» и «текст» и выполняет важные социально–коммуникативные функции, среди которых самыми распространенными являются мировоззренческая, социализационная, профессиональная, культурологическая. Чтение, как основной способ получения учебной информации, играет очень важную роль в процессе усвоения знаний. Чтение – сложная деятельность, в которой разделяют процесс перекодирования письменной речи в звучащую (техническую сторону) и постижение смысла, прочитанного (содержательную сторону). Данные два вида чтения тесно взаимосвязаны и вместе являются составляющими «полноценного чтения». В сущности, без овладения механизмом чтения невозможно понимание смысла читаемого, тем не менее техническое чтение – лишь механическое озвучивание текста и воспроизведение смысла прочитанного. В начальной школе дети должны овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Навык чтения включает в себя несколько составляющих – смысловые, то есть понимание содержания высказывания и технические, то есть способ чтения, правильность, выразительность и скорость чтения. Становление процесса чтения – процесс очень непростой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В рамках второй задачи рассмотрена клинико-психолого-педагогическую характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи. Психолого–педагогическое изучение дошкольников с ОНР позволяет рассматривать речевую патологию в тесной взаимосвязи с развитием высших психических функций. Многие исследователи указывают на неоднородность группы детей с ОНР с точки зрения структуры дефекта и степени выраженности дефицита вербальных и невербальных функций. Отклонения в психическом развитии детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т.е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, также и от самой речевой недостаточности. В третьей задачи были проанализированы методики по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи; В четвертой задачи было проведено эмпирическое исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента исследования показали, что у многих детей имеются нарушения чтения. Логопедическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР овладению чтением – это процесс очень длительный, комплексный и систематизированный. Самое главное заинтересовать детей, чтобы они с удовольствием шли на занятия и старались выполнять задания правильно. Потому что без взаимодействия и эмоционального настроя детей никакой динамики не получится, старания одного логопеда будут напрасны, даже если он будет применять все методики сразу. Логопедическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР овладению чтением строится на таких принципах как: поэтапность формирования речевых умений, развитие, онтогенетическом подходе, дифференцированном подходе. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 272 с. 2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2015. –140 с. 3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2016. –160 с. 4. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития //Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. /ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 2012. – 128 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18749695 (дата обращения: 24.12.2021). 5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. – 136 с. 6. Баранова Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 2-80. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-pochemuchek-umeyut-li-doshkolniki-zadavat-voprosy (дата обращения: 24.12.2021). 7. Беккер, К.-П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Медицина, 2015. – 288 с. 8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А Бизикова. –М.: Скрипторий 2017. –136 с. 9. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: автореф. дис. … канд. педагог. наук : 13.00.07 / О.А. Бизикова. – Екатеринбург, 2017. – 123 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Bizikova_O_A_2007.pdf (дата обращения: 24.12.2021). 10. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, – 2013. – 420 с. 11. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О. М. Вершина. – М.: Просвещение, 2013. – 246 с 12. Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. – М.: Союз, 2012. – 156 с. 13. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №4 – С.8-41. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21522265(дата обращения: 24.12.2021). 14. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи / Е. Л. Григорьева. –// Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 920-922. – [Электронный ресурс]. Режим доступа https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 24.12.2021). 15. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://pedlib.ru/Books/3/0340/3_0340-1.shtml (дата обращения: 24.12.2021). 16. Габай, Т. В. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина / Т. В. Габай [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrportal.ru/article/koncepciya-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviypyagalperina (дата обращения: 24.12.2021). 17. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт–Петербург: 2016. – 296 с. 18. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ – ЛТД, 2011. – 320 с. 19. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. – Минск: Университетское, 2016. –120 с. 20. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев – СПб., 2012. – 160 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0306/index.shtml (дата обращения: 24. 12. 2021). 21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А.Каше. – Москва: Просвещение, 2015. – 207 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml (дата обращения: 24. 12. 2021). 22. Каштанова, М.Н. Проблемы подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР / М.Н.Каштанова // Киберленика №4. 2018. С.144-146. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki-k-obucheniyu-gramote-doshkolnikov-s-onr 23. Королева, О. А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста / О. А. Королева, Е. В. Руднева, Н. А. Сергиенко. // Молодой ученый. – 2017. – № 34.1 (168.1). – С. 29-31. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://moluch.ru/archive/168/45492/ (дата обращения: 24.12.2021). 24. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р. И. Лалаева – Москва: Просвещение, 2017. – 132 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0257/3_0257- 10.shtml (дата обращения: 24. 12. 2021). 25. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2012. – 160 с. 26. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2014. – 236 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/5/0026/5-0026-1.shtml (дата обращения: 24. 12. 2021). 27. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. 28. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности /А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2014. – 368 с. 29. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 214 с. 30. Лепская, Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации / Н. И. Лепская,– СПб.: Образование, 2012. – 149 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gdouds117kvtsr.acentr.gov.spb.ru/detsad/books/biblioteka_lepskaya-speech.pdf (дата обращения: 24. 12. 2021). 31. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2017. – 384 с. 32. Лактионова, О.В. Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников. / О.В. Лактионова // Актуальные проблемы фундаментализации образования. 2017. №4. С.5–65. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/47/Action47-112269.pdf (дата обращения: 24. 12. 2021) 33. Макеева, С.Г. Научно-методическая трактовка понятия «готовность к обучению чтению» / С.Г.Макеева // НЭБ. 2016. С.4-16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28338460&pff=1(дата обращения: 24. 12. 2021) 34. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 2012. – 304 с. 35. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. СПб.: Питер, 2014. –156 с. 36. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева – Ростов на Дону: Феникс, 2016. –176 с. 37. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина – Москва: Просвещение, 2014. –176 с. 38. Птичкина, Т.А. Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения / Т.А. Птичкина // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 9-68 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25779111 (дата обращения: 24. 12. 2021). 39. Пономарева, Е. В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях / Е. В. Пономарева.// Молодой ученый. – 2019. – № 35 (273). – С. 145-149. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/273/62181/ (дата обращения: 24.12.2021). 40. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. – СПб.: Питер, 2014. – 315 с. 41. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками /Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. –160 с. 42. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2013. – 102 с. 43. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 305 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/FF54CA63-56DE-4D68-9E09-97CB9BC1EA04.pdf (дата обращения: 24. 12. 2021). 44. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. 45. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 256 с. 46. Томогашева, О.В. Теоретические подходы к проблеме диалогической речи / О.В. Томогашева // Инновационная наука. – 2015. – №4-2 – С.2–46. 47. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2018. – 291 с. 48. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Москва: Просвещение, 2015. –176 с. 49. Флерова, Ж. М. Логопедия. / Ж. М. Флерова – Изд. 4–е. Ростов на Дону : Феникс, 2016. –190 с. 50. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. Москва: Педагогика. – 2018. – 145 с. 51. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев – Москва: Просвещение, 2015. –170 с. 52. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 53. Чегодаева, К.А. Особенности подготовки детей к обучению грамоте в условиях ДОУ / К.А.Чегодаева // НЭБ. 2018. С.267-269. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37079265 54. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений / С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2010. – 120 с. 55. Ядрышникова, В. В. Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Ядрышникова // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 209-211. – [Электронный ресурс]. Режим доступа https://moluch.ru/archive/344/77366/ (дата обращения: 24.12.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основные снижения себестоимости
Количество страниц:
27
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика предприятия
курсовая работа
Финансовые ресурсы фирмы, источники их формирования, направления использования
Количество страниц:
27
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Шведская модель рыночной экономики
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая теория
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image