Введение 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С ОВЗ 5 1.1.Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе 5 1.2.Значение развития мелкой моторики для детей с ОВЗ 7 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ 14 2.1.Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ОВЗ 14 2.2. Авторский проект «Озорные пальчики» для детей с ОВЗ 17 Заключение 24 Список использованных источников 26

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в процессе рисования.

курсовая работа
Педагогика
27 страниц
74% уникальность
2021 год
15 просмотров
Максим К.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С ОВЗ 5 1.1.Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе 5 1.2.Значение развития мелкой моторики для детей с ОВЗ 7 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ 14 2.1.Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ОВЗ 14 2.2. Авторский проект «Озорные пальчики» для детей с ОВЗ 17 Заключение 24 Список использованных источников 26
Читать дальше
Актуальность исследования. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук выступает в качестве главного стимула развития центральной нервной системы, всей психики человека. Мелкая моторика очень важна, поскольку с ней связано развитие высших психических процессов и свойств: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Использование рисования оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на моторику рук ребенка с ОВЗ.


Курсовая работа по журналистике на заказ поможет вам сэкономить свое время. Доверьте написание курсовой работы Work5!


. Библиография изучаемого вопроса. В ХХ веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, А. М. Фонарев и многие другие, доказали, что посредством мелкой моторики развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, координация, двигательная и зрительная речь, память. Является подтвержденным положением о том, что стимулирование мелкой моторики способствует развитию центральной нервной системы и речи детей. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивается важность развития общей, мелкой, артикуляционной моторики детей разных возрастных групп. В работах И.А. Грошенкова обосновывается роль изобразительного искусства в коррекции недостатков познавательной деятельности, зрительно-моторной координации детей с ОВЗ. Цель исследования заключается в теоретическом и практическом изучении педагогических условий развития мелкой моторики детей с ОВЗ в процессе рисования. Объект исследования - организационно-управленческие особенности работы педагога по развитию мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительному искусству. Предмет исследования - развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в процессе рисования. Задачи: 1.Изучить развитие мелкой моторики рук в онтогенезе. 2.Определить значение развития мелкой моторики для детей с ОВЗ. 3.Провести диагностику уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ОВЗ. 4.Предложить авторский проект «Озорные пальчики» для детей с ОВЗ, направленный на развитие мелкой моторики рук. Глоссарий. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Мелкая моторика - это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и экспериментальных результатов по проблеме исследования, а также диагностических методик, проводимых педагогами ДОУ в учебно-воспитательной практике.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их. Тонкая моторика рук взаимосвязана с высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным является развитие навыков мелкой моторики, так как полноценная жизнь ребенка потребует точных, координированных действий, движений пальцев и кистей рук, чтобы осуществлять обычную бытовую деятельность: умывание (осуществление гигиенических процедур), приготовление пищи, смена гардероба, застёгивание молнии на одежде, завязывание шнурков письменная деятельность, и т.д. Вместе с мелкой моторикой развиваются: речь, координация, внимание, мышление, зрительная и двигательная память, наблюдательность. 2.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному знакомству и освоению окружающего мира. Крайне редко можно встретить двоих детей с похожими диагнозами, так как каждый ребёнок с ОВЗ особенный. Часто такие дети имеют комплекс различных нарушений в развитии: опорно-двигательного аппарата, речи, нарушение слуха, зрения, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и грубой задержкой в развитии. Дети с ОВЗ нуждаются в воспитании, обучении и развитии, т. к. ребёнок с достаточно развитой моторикой умеет логически рассуждать, обладает высоким уровнем развития памяти и внимания, связной речью, они нуждаются в своевременной коррекционной помощи, с целью не только предотвращения ухудшения здоровья, но и интеллектуального развития, умственных и физических способностей. Обучение детей с ОВЗ посредством рисования позволяет обеспечить каждого ребенка определёнными знаниями, умениями, навыками. Рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ОВЗ учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. 4.Разнообразные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, доступны для детей с ОВЗ, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Таким образом, в настоящее время проблема развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ требует поиска новых путей решения. Это подразумевает получение определённых знаний в сфере особенностей детей с ОВЗ, основных направлений и подходов при работе с «особыми» детьми, умение взаимодействовать с ними, создавать и оценивать результат их работы, подтверждая важность развития ручной умелости дошкольника, особого восприятия окружающего мира.
Читать дальше
Литература 1.Белик Е.Г. Рекомендации для родителей. Мелкая моторика в развитии ребенка. – М.: Проспект, 2017. – 146 с. 2.Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком // Справочник старшего воспитателя. 2019. – № 5. – С.245-248. 3.Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: АСТ, 2016. – 209 с. 4.Блейхер В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. – М.: МПСИ Модэк, 2016. – 624 с. 5.Волкова О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования // Амурский научный вестник. - 2018. – № 1. – С. 44–52. 6.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 208 с. 7.Карасева Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 146 c. 8.Любина Г. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 4. - С. 32 – 36. 9.Моурлот Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. ‒ Самара: СГПУ, 2017. ‒ 122 с. 10.Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – 160 с. 11.Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. - М.: Владос, 2019. - 176 c. 12.Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2017. – 90 с. 13.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М.: Эксмо, 2017. – 120 c. Ресурсы Интернет 14.Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021). 15.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 24.12.2021). 16.Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 16.12.2021). 17.Зайцева И. А. Коррекционная педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021). 18.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 24.12.2020). 19.Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021). 20.Марковская И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 16.12.2021). 21.Никитина Я.Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru (дата обращения 24.12.2020). 22.Степанова М.Г. Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ с помощью нетрадиционного рисования на уроках ИЗО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 16.12.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Факторы роста производительности труда на предприятии
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Регулирование оплаты труда и направления ее совершенствования
Количество страниц:
40
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
реферат
Эффективность деятельности учителя и критерии ее оценки
Количество страниц:
18
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогическая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image