В результате проведённого исследования по теме «Финансовая система РФ» можно сделать ряд выводов.
Это позволяет рассматривать финансы домашних хозяйств как самостоятельное звено финансовой системы страны, отличающееся особыми формами формирования, распределения и использования доходов.
К вопросу о возможности выделения финансов финансовых посредников в отдельное звено финансовой системы в отечественной экономической литературе наблюдается весьма неоднозначное отношение. Ряд исследователей относит финансы финансовых посредников к финансам коммерческих и некоммерческих организаций, обосновывая это схожестью осуществляемых операций (в частности, формирование уставного капитала, мобилизация финансовых источников, инвестирование в основные средства и нематериальные активы и пр.), а также локализацией в данном звене финансовой системы значительных финансовых ресурсов. При этом, несмотря на многообразие типов финансовых посредников, их финансы объединяются в рамках одного звена, что, на наш взгляд, достаточно логично объясняется тем обстоятельством, что различные финансовые посредники выполняют аналогичные функции, связанные с приобретением и продажей различных финансовых продуктов, обеспечением передачи финансовых ресурсов их конечным потребителям.
В некоторых работах финансы финансовых посредников учитываются в составе финансовой системы путем выделения в качестве ее самостоятельного звена финансового рынка, реализующего посредством деятельности финансовых посредников задачи аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, или отдельных сегментов финансового рынка. Однако, финансовый рынок и его структурные составляющие выступают не как экономические субъекты, а как механизм перераспределения финансовых ресурсов, имеющий различные субъектные формы. В этом контексте представленная позиция не соответствует методологическим принципам формирования классификационных группировок, предполагающим наличие гомогенных свойств классифицируемых элементов. Звеном финансовой системы можно считать финансы финансовых посредников, поскольку соответствующие финансовые отношения имеют свою специфику, выражающуюся в формировании и использовании доходов на основе оказания особых услуг, связанных с обеспечением процесса движения финансовых ресурсов в рыночной экономике.
В некоторых источниках в состав финансовой системы включают страхование. При всей важности страхования и его особой роли в экономике используемый подход противоречит принципам сопоставимости классифицируемых объектов, поскольку страхование реализуется в рамках финансовой системы посредством функционирования внебюджетных социальных фондов и страховых организаций. Условием корректного выделения элементных групп финансовых отношений является последовательное соблюдение выбранного для классификации основания. При исследовании структурной организации финансовой системы о в отечественной литературе такое условие достигается, когда финансовые отношения с аналогичными признаками сводят в группы (подгруппы), которые затем объединяют в звенья и сферы финансовой системы. Звенья финансовой системы выступают при % этом как более мелкие, а сферы — как укрупненные структурные группы финансовых отношений.
При использовании такого классификационного основания, как роль субъекта в общественном воспроизводстве, в рамках всей совокупности финансовых отношений выделяют две структурные конфигурации — общественные (государственные и муниципальные) финансы и финансы частных (или хозяйствующих) субъектов, которые рассматриваются как сферы финансовой системы.
Если в качестве классификационного основания принимаются способы формирования доходов экономических субъектов, сферы финансовой системы раскладываются ^ на централизованные и децентрализованные финансы. Под централизованными финансами подразумевают государственные и муниципальные финансы (в узком определении — финансы органов государственной власти и местного самоуправления), а децентрализованными — финансы организаций различных форм собственности и видов деятельности (хозяйствующих субъектов), а также домашних хозяйств.
Полученные с использованием указанных классификационных оснований результаты можно считать обусловленными, поскольку специфическая роль экономических субъектов в общественном воспроизводстве в применении к финансовым отношениям детерминирует их цели, задачи, организационные формы, способы образования и использования финансовых ресурсов и доходов, и фондов.
Выделение базисных классификационных признаков, идентификация элементов финансовой системы с учетом сложившегося состояния финансовой системы России, позволяет нам достроить представление о ее архитектуре и определить в качестве структурных групп:
• общественные (публичные финансы), к которым следует отнести государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы), включающие бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные суверенные фонды;
• финансы самостоятельных экономических субъектов, охватывающие финансы коммерческих нефинансовых организаций, финансовых организаций, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств (децентрализованные финансы).