На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. По этому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым и духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик».
Общеобразовательная школа имеет все возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Они реализуются при создании соответствующих условий. В частности, выделяют следующие условия организации работы по патриотическому воспитанию школьников.
Повышение воспитательной ценности урока, предметных кружков. Урок – организационная форма обучения, реализующая, в числе других, воспитательную функцию. Например, на уроках «краеведение» обучающиеся знакомятся с историей города, его культурой и традициями, на уроках истории расширяют свои знания о местах сражений и подвигах наших соотечественников, выдающихся людях прошлого и современности страны. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину.
Педагоги с помощью словесных и наглядных методов обучения подходят к освещению прошлого и настоящего Родины, активизируют у школьников желание самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни, предлагая им разнообразные виды заданий. Среди них следует отметить:
― изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;
― участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России;
― дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранение природных ресурсов;
― участие в детских, подростковых и юношеских движениях;
― проведение дней воинской славы России и Советского Союза.
В процессе внеклассной работы традиционными в школе стали беседы, классные часы, диспуты, на которых воспитанники знакомятся с государственными символами России, их значением в жизни общества. Классные руководители, учителя поддерживают контакты с семьями обучающихся, активизируют желания детей узнать о своей родословной, о профессиях дедов и прадедов. Педагоги дополнительного образования расширяют кругозор школьников, знакомя их, например, с вышивкой, резьбой по дереву, характерной для каждой местности, с традициями народной кухни, с народными инструментами.
Поддержание воспитательных традиций школы. Реализация данного условия осуществляется посредством совместной работы педагогов с обучающимися. Так, организуются выставки юных художников, единые тематические дни в форме открытого урока, внеклассного занятия с патриотически-ориентированной тематикой; круглые столы с обсуждением вопросов толерантности и культуры межнационального общения в школе. Воспитанники познают, сохраняют и создают школьную атрибутику, оформляют кабинеты к памятным датам, участвуют в районных, областных мероприятиях по спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки, конкурсах военно-патриотической песни, продолжают начатое дело своих предшественников.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этой связи большую роль в организации патриотической работы играет посещение музеев боевой славы, как школьного, так и др. Там проводятся «Уроки мужества», «Линейка памяти» и другие мероприятия.
Отражение школьной жизни в средствах информаций общеобразовательного учреждения. Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников широка и разнообразна. Она включает в себя школьные события как часть истории каждого воспитанника. Вся школьная жизнь отражается в общешкольной газете, классных уголках, листках-молниях, на тематических стендах. Обучающиеся должны знать, радоваться и гордиться своими друзьями, которые, кроме учебной деятельности, принимают активное участие в общественной жизни школы, города, района, области. Любая информация должна привлекать внимание, волновать сердца людей. В целом, все мероприятия в общеобразовательной школе проводятся с использованием средств наглядности, в том числе созданных на основе современных информационных и коммуникационных технологий.