Введение………………………………………………………………3
1. Конституционно-правовой статус Президента Российской
Федерации…………………………………………………………….5
2. Порядок избрания и вступления в должность
Президента РФ……………………………………………………….11
3. Прекращение полномочий Президента РФ…………………….16
Заключение…………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………23
Читать дальше
В настоящем исследовании, проведённом в рамках курсовой работы, были достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в начале выполнения работы.
Был исследован конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Этот статус многогранен. Президент Российской Федерации, согласно Конституции, является главой государства. Президент не входит ни в одну из трёх ветвей государственной власти, а стоит над ними, координирует их деятельность. Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он является верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также возглавляет Совет Безопасности и Государственный Совет Российской Федерации. Однако, при всей широте его власти, предусмотрен сдерживающий механизм, заключающийся, например, в возможности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации инициировать отрешение от должности Президента Российской Федерации.
Исследование порядка избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации показало, что данная процедура является многоуровневой. Избрание Президента Российской Федерации начинается с назначения Советом Федерации президентских выборов, а в случае, когда Совет Федерации не сделал этого, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией. К кандидату на пост Президента Российской Федерации выдвигается ряд требований, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Процесс избрания Президента подробно описан в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». После проведения выборов и избрания нового Президента, происходит процедура инаугурации. В торжественной обстановке в присутствии членов Федерального Собрания, судей Конституционного суда и представителей иностранных государств, новый избранный Президент приводится к присяге. В момент принятия им присяги происходит сложение полномочий предыдущего Президента и принятия этих полномочий новым Президентом. С этого момента он приступает к исполнению своих обязанностей.
Основания для прекращения полномочий Президента Российской Федерации могут быть различными. Самым будничным основанием для окончания полномочий является истечение президентского срока. Президент, хотя это и не закреплено законодательно, может добровольно досрочно сложить полномочия и уйти в отставку. Уход в отставку также может быть связан со стойкой невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. В этом случае Президент может самостоятельно принять решение об уходе в отставку, либо за него это может сделать специальная комиссия, уполномоченная на это Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Существует ещё одно основание окончания полномочий Президента Российской Федерации – это отрешение его от должности. Процесс отрешения от должности достаточно сложен. Он инициируется Государственной Думой Российской Федерации. Кроме нижней палаты Парламента в этом процессе принимает участие Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный и Конституционный Суды Российской Федерации. Отрешение от должности Президента Российской Федерации может быть связано только с совершённой им государственной изменой или другим тяжким преступлением.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (Дата обращения 03.01.2021 г.).
2. О выборах Президента Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // Российская газета. - № 6. - 16.01.2003.
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 6 июня 1996 г.
3. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П // Российская газета. - № 140. - 21.07.2000.
4. Церемония инаугурации Президента Российской Федерации. Справка // [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20100507/231314944.html (Дата обращения 03.01.2021 г.).
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. – 313 с.
5. Баранов Н. А. Курс «Политические отношения и политический процесс в современной России» // [Электронный ресурс]. URL: http://nicbar.ru/lekziya3.html (Дата обращения 30.12.2021 г.).
6. Блатин, С.В. Полномочия Президента РФ в сфере государственной охраны / С.В. Блатин / Военно-юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 4-7
7. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации и судебная власть: сферы взаимодействия и влияния//Закон и право. №10, 2012. – С. 43-47
8. Гончаров В.В. Место и роль института Президента РФ в системе исполнительной власти в стране//Юридический мир. №3(159), 2010. – С. 19-23.
9. Дроздова А.М., Комаров С.А. Президентская власть и перспектива ее развития как самостоятельной ветви государственно власти//Право и государство: теория и практика. №11(83), 2011. – С. 33-37.
10. Кокотов А.Н. Конституционное право России : курс лекций /А. Н. Кокотов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Москва : ПРОСПЕКТ, 2012. - 296 с.
11. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: Вопросы теории и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Екатеринбург, 2007. - 20 с.
12. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - 2000. – 141 с.
13. Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. - 2010.
14. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 10. - С. 13 - 16
15. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб.- М. Спарк, 2008. – 215 с.
16. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2009. – 167 с.
17. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного суда РФ с комментариями. М . ; 2007. – 314 с.
18. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ//Право и жизнь. 2000. № 25. – С. 15-17
19. Нудненко Л.А. Конституционное право России : учебник дляакадемического бакалавриата : для студентоввысших учебных заведений, обучающихся поюридическим направлениям / Л. А. Нудненко. - 6-еизд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 499 с.
20. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996. – 220 с.
21. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000. – 331 с.
22. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000. – 440 с.
23. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 6-е изд. - М.: Юрайт, 2010. - 224 с.
24. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5. С 12-19.
25. Шахрай, С.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе Президента Российской Федерации // Общественные науки. - 2015. - № 2. - С. 79-87
Читать дальше