Введение 3
1 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 5
1.1 Сталинградская стратегическая наступательная операция «Уран» 5
1.2 Курская битва 9
1.3 Битва за Днепр 13
Выводы по главе 1 18
2 Исследование материально-технического обеспечения войск (сил) в контрнаступлении советских войск под Сталинградом 19
2.1 Подготовка органов тыла к материальному и техническому обеспечению войск к Сталинградской наступательной операции 19
2.2 Анализ материально-технического обеспечения Сталинградской наступательной операции «Уран» 24
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Сталинградская стратегическая наступательная операция ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года 36
Приложение Б Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 года. 37
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Итак, под Сталинградом начался, а после Курской битвы завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. В ходе второго периода войны (19 ноября 1942 - конец 1943) Германия потеряла более 2,2 млн. человек, 3,5 тыс. танков, около 7 тыс. самолетов. Летом – осенью 1943 г. противник потерял более половины своих войск на Восточном фронте. К концу 1943 г. советские войска освободили почти половину всех территорий, оккупированных немцами.
Тем не менее, враг был еще силен, впереди предстояла серьезная и долгая борьба. Но итог ее во многом оказался предрешен.
Успех, достигнутый в ходе Сталинградской наступательной операции, был предопределён высоким военным искусством советского командования, правильным выбором направлений главных ударов фронтов и временем перехода войск в контрнаступление, когда наступательные возможности вражеской группировки практически исчерпались, а оборона занимаемых ею рубежей ещё не были подготовлена. Внезапные и мощные удары советских фронтов по сходящимся направлениям и стремительное развитие наступления не позволили противнику принять действенные меры по локализации прорыва.
Очевидно, что не последняя роль в достигнутом стратегическом успехе Красной Армии принадлежит органам тылового и технического обеспечения всех уровней и звеньев, которые смогли в полной мере и в самые короткие сроки обеспечить наступающие войска (силы) фронтов боеприпасами, горючим, продовольствием, вещевым имуществом и другими необходимыми для достижения победы материальными средствами.
Материальное обеспечение соединений и частей фронтов производилось через фронтовые и армейские склады с центральных баз и складов. Надёжный и быстрый подвоз материальных средств войскам обеспечивался использованием всех видов транспорта, рациональную работу которого координировали штабы тыла. Активную помощь в непростой повседневной деятельности тыловым органам оказывали командиры и начальники всех уровней, выделяя в необходимых случаях личный состав и транспортные средства. Вопрос бесперебойного и всестороннего обеспечения наступающих войск (сил) находился под постоянным вниманием начальников штабов армий, начальников штабов соединений и частей
Деятельность органов тыла в обеспечении наступательных операций советских Вооружённых Сил, в освобождении страны от врага, является одним из наиболее значимых и решающих факторов, определивших, в конечном итоге, победу в сражениях и битвах.
Испытывая тяжелейшие невзгоды, тяготы и лишения, трудящиеся нашей страны смогли дать фронту всё необходимое для победы: превосходную современную боевую технику, вооружение, боеприпасы, горючее, продовольствие и другие материальные средства. Руководители и сотрудники органов обеспечения всех уровней и звеньев сделали всё возможное и даже невозможное для сохранения, накопления, перевозки, бесперебойного и всестороннего снабжения действующих войск (сил) и наряду с командирами и бойцами действующей армии в наступательных операциях второго периода войны проявили героизм и мужество.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты курсовой работы позволяют расширить научные знания в области изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Читать дальше
1.Бабошин, В.А. Железные дороги победы. Люди и судьбы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
2.Белокудря, В.В., Д.В. Фитерер, Д.В. История становления и развития тыла внутренних войск МВД России. - Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2017. – 370 с.
3.Булгаков, Д.В., Тришункин, В.В., Топоров, А.В., Коновалов, В.Б., Березин, Б.В. и др. Материально-техническое обеспечение Красной Армии и Военно-морского флота в Гражданскую войну, межвоенный период и в годы Второй Мировой войны (1918 – 1945 гг.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru
4.Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. В 12 томах. Том первый. Основные события войны // главная ред. комис.: А. Э. Сердюков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru
5.Великая Победа: в 15 т. / под общ. ред. С. Е. Нарышкина, А. В. Торкунова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Центр военно-политических исследований. — М.: МГИМО – Университет, 2015. – 402 с.
6.Волкотрубенко, И.И. Великая Отечественная война в цифрах артиллерийского снабжения. – М.: ГРАУ, 2015. – 67 с.
7.Волкотрубенко, И.И. Служба боевого снабжения войск. Краткий исторический очерк. – Пенза: ПВФИУ, 2016. – 195 с.
8.Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред. Г.И.Когатько. - М.: Проспект, 2015. – 380 с.
9.Жуматий, В. И. Состав группировок Вооружённых Сил СССР, принимавших участие в стратегических операциях на приморских (приозёрных, приречных) направлениях в первом и втором периодах Великой Отечественной войны. Статистические исследования. Том III. Книга 2. – М.: Институт военной истории МО РФ, 2019. – 417 с.
10.История тыла российских Вооружённых сил (XVIII – XX вв.). Книга третья. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // И.М. Голушко, Ю.В. Плотников, Н.А. Антипенко и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru
11.Ковалев, И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru
12.Куманев, Г.А. Война и железнодорожный транспорт ССР, 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru
13.Леонтьев, И.М. Тяжело ковалась Победа. – СПб.: Литагент «Петроцентр», 2015. – 410 с.
14.Мерецков, К.А. На службе народу. - М., Вече, 2019. – 270 с.
15.Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Решающий вклад советского народа в разгром нацистской Германии и её союзников в годы Великой Отечественной войны. Правда и вымыслы» // редколлегия: В. М. Арутюнян. – СПб.: ВА МТО, 2015. – 715 с.
16.Смирнов, Е. И. Фронтовое милосердие. – М.: Воениздат, 2016. – 430 с.
17.Шулепов, В. А., Судьенков, В. Г. Развитие техники связи в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны // Связь в Вооружённых Силах Российской Федерации. Часть 1. Управление начальника связи ВС РФ. - М.: 2015.- 310 с.
Читать дальше