Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Традиционные женские ремесла Крапивинского муниципального района как объект культурного наследия………………………………………5
1.1. История развития традиционных женских ремесел Крапивинского района………………………………………………………...…………….5
1.2. Традиционные ремесла как объект культурного наследия………..11
1.3. Методика сохранения традиционного ремесла в музее…………..15
Глава 2. Методика сохранения традиционных ремесел в музее……………..20
2.1. Этапы и методы сохранения традиционных ремесел в музее…….20
2.2. Музеефикация, как метод сохранения традиционных ремесел.…..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
Читать дальше
В курсовой работе рассматривался вопрос сохранения традиционного ремесла, как объекта нематериального культурного наследия.
Для раскрытия данного вопроса в работе рассматривается исторические факторы, повлиявшие на развитие традиционных женских ремесел Крапивинского района, а именно переселение русского народа в XVII-XVIII веках. Заселение переселенцами из центральной части России кардинально влияет на традиционную культуру данного района, основой становится русская народная культура. Еще большее влияние оказывает образовавшаяся структура общества, так как основным классом становится крестьянство, привносившее свои традиции в быт коренных народов. Соединяясь две бытовых культуры создают уникальный синтез, который передается в элементах вышивки, техники прядения и ткацком полотне.
В дальнейшем анализируя традиционное ремесло в разрезе нематериального культурного наследия, мы выделяем основную мысль, что ремесла во всем своем типовом и видовом многообразии являются источником формирования национальной и локальной идентичности, так как несут в себе социальную память поколения.
Но основным вопросом является, какими методами возможно сохранение традиционного ремесла в сложившейся социально-культурной ситуации. Здесь можно выделить несколько основных тезисов. Из всего спектра культурных учреждений именно музеи - это фундаментальные учреждения для сохранения и воссоздания навыком традиционного ремесла. Они являются базовыми посредниками в коммуникации между традиционной культурой и людьми, а эффективными формой сохранения ремесла стал метод музеефикации.
Музеефикация нематериального культурного наследия базируются на механизмах - фиксации аутентичного материала и создании реконструкций. В основе каждого из способов лежит понимание ценности территории с включенным в его состав культурным и прежде всего этнокультурным наследием.
Таким образом, музеефикация, а вместе с ней музейная интерпретация, реконструкция и ревитализация сохраняют, формируют и актуализируют ремесло в музейном пространстве, выступая в качестве транслятора социальной памяти.
Использование вышеприведенных технологий, как активного ресурса сохранения народных промыслов в учреждениях музейного типа формирует потребность в преемственности традиций и развитие творческих способностей на базе традиционных ремесел.
И в заключении можно сказать, что историческое развитие человечества показало необходимость сохранения и приумножения культурного наследия. Эта одна из важнейших сторон деятельности общества, представляющий собой непрерывный процесс, требующий активности, целеустремленности и управляемости.
Читать дальше
1. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М.: Современник. 1982.
2. . Вилков, О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII в. / О. Н. Вилков. – М., 1967.
3. Евтушенко С. В. Народное художественное творчество: проблематика, ретроспекция научного осмысления, концептуальные основы: автореф. дис. д-ра филос. Наук: 09. 00. 04 / Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина. Харьков,
2004.
4. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012.
5. Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального культурного наследия: способы сохранения // Вестник Томского государственного университета, 2012.
6. Кимеева Т. И., Полевод В. А. Методика актуализации историко-культурного и природного наследия в деятельности вузовского музея., М., 2017.
7. Медведев Е.В. статья «Культурные ценности, как предмет государственно-правового регулирования», 2004.
8. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленинградского университета — 1990.
9. Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий (часть 1) // Право и политика, №2 – 2011.
10. Хоруженко К. М. Культурология: Энцикл. слов. Ростов н/Д, 1997.
11. Шарковская Н. В., Лопатин А. В. Социально-культурная деятельность в контексте системного подхода.
12. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. СПБ.: Планета Музыка». «Лань», 2016.
Читать дальше